Прежде, чем
вести разговор, какая лодка и мотор подходят для ловли троллингом, я задам вам
один вопрос: если у вас есть лодка с мотором, может ли она двигаться при
наименьших оборотах со скоростью 2-3 километра в час? Если может, то этого
условия вполне достаточно, чтобы ловить троллингом. Другое
дело место, условия,
в которых происходит ловля. Вы же не поедите на маленькой надувной лодке с
электромотором в глубь Ладожского озера! А на маленькой медленно текущей
равнинной речке в центре России - вполне неплохой вариант.
То есть,
разговор надо начать с того, где вы будете ловить, в каких водоемах, сколько
человек будет в вашей лодке чаще всего, каковы ваши личные заявки на удобство и
комфорт. Размеры водоемов можно условно разделить на 2 категории, это большие
водные пространства, как некоторые места реки Волга, ее водохранилища, другие
крупные реки, большие озера. И небольшие водоемы, как малые и средние реки.
В первом случае,
при достаточно сильном ветре, такие лодки, как Казанка, Южанка и им подобные не
могут обеспечить полной безопасности на воде. Та же самая популярная Казанка,
нахватавшись воды, может легко перевернуться, оставив над водой торчащий нос.
Поэтому, на больших водных пространствах необходимо иметь катер, приспособленный
к плаванию при большой волне. Всем остальным маломерным судам желательно
держаться рядом с берегом и при малейшей опасности покидать водоем.
Припоминается
один случай, когда знакомый рыболов, имея лодку ПВХ с 8-сильным мотором, решил
все таки переправиться через Волгу (в районе впадения Енотаевки). Дело шло к
вечеру и нужно было выбирать, либо заночевать на том берегу, либо переправиться
при все усиливающемся ветре. Так как дело было ранней весной, то перспектива
ночевки его не устраивала и он решил не спеша переправиться. Ближе к середине
Волги волна разгулялась так, что стала захлестывать в лодку, обдавая его с ног
до головы приличной порцией леденящей воды. Но мотор работал, лодка, мало помалу
двигалась, все больше наполняясь водой. Вычерпывать ее было уже бесполезно, для
этого нужно было ставить пятерых специально обученных человек. Сидя по колено в
воде и промокший насквозь, он все-таки переправился через Волгу, правда, потеряв
ящик с воблерами, который просто смыло при очередной волне. Лодка была заполнена
водой полностью. Да, для большой волны лодки ПВХ не предназначены, но у них есть
один неоспоримый плюс - они не потопляемы. Даже, если у вас пробит один из трех
баллонов, всегда можно на медленном ходу двигаться под мотором. Думаю, здесь все
понятно, большая вода - большие лодки.
На средних и
малых реках в последние годы лодки ПВХ занимают уже более половины всего
маломерного флота в сравнении с катерами, лодками типа Казанки и самодельными
деревянными (фанерными) лодками. Популярность их вполне понятна, компактны в
сложенном виде, не требуют специальных средств для перевозки в виде трейлеров,
поэтому не привязаны к конкретному водоему, не требуют много места для хранения,
легки в обслуживании и долговечны.
Поэтому на
подобных водоемах выбор, прежде всего, встает между традиционными Казанками -
Южанками и лодками ПВХ. Так как количество лодок в рыболовных магазинах просто
огромное, на любой вкус и кошелек, то останавливаться на конкретных моделях не
будем. Как подобрать лодку под лодочный мотор мы уже описывали в предыдущей
статье. Напомню, что там приведены расчеты для выбора мощности мотора под
определенную лодку с полной загрузкой и без нее.
Остается только
определиться электромотор, двухтактный бензиновый или четырехтактный. По опыту
эксплуатации могу сказать, что для реки со средним и быстрым течением
электромотор не подойдет. Слишком быстро будет садиться аккумулятор. В небольших
водоемах без течения такой мотор будет идеальным вариантом. К примеру, во время
рыбалки на чебоксарском водохранилище, мой товарищ ловил на кружки вдоль берега,
передвигаясь весь световой день на лодке с электромотором. Во время вечерних
посиделок, после рыбалки, заряжал его от бензинового генератора, который мы
брали для освещения лагеря, на весь следующий день. И так целую неделю.
По поводу, какой
выбрать бензиновый мотор, двухтактный или четырехтактный, мнений много. И у тех
и у других моторов есть и плюсы и минусы, так что, в конечном итоге, выбор
остается за вами. Перечислим некоторые из них.
Плюсы
четырехтактных лодочных моторов: не нужно беспокоиться о масле для бензина, оно
не нужно, на холостых и ближе к средним оборотам двигатель работает тише
двухтактных (на высоких оборотах без разницы), менее дымный выхлоп на малых
оборотах, более устойчивая работа.
Минусы
четырехтактных моторов: постоянно нужно контролировать положение мотора, так как
при определенных положениях у вас может вытечь масло из картера. Еще один минус
- масса четырехтактного мотора существенно больше двухтактного. Нужно также
учитывать, что четырехтактник имеет более сложную конструкцию. Так что нужно
быть готовым, что обслуживание и ремонт вам встанет дороже.
Теперь, учитывая
все плюсы и минусы, вы можете отдать предпочтение тому или иному мотору.