Фордевинд (180°) — ветер дует
прямо в корму доски для виндсерфинга. Парус при этом ставится перпендикулярно направлению
ветра, тяга на нем создается благодаря лобовому сопротивлению (см. рис. 5, а). Слабый ветер на этом курсе
практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна
разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

Бакштаг (170—100°) — ветер дует в
корму, но не прямо, а под углом к ДП. Парус устанавливается под углом к
ветру с подветренного борта. Обычно на этом курсе
парусное судно
развивает наивысшую скорость. На бакштаге парус работает с большим углом
атаки, при котором лобовое сопротивление играет основную роль в создании
тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует.
Галфвинд (90°) — на этом
курсе ветер дует перпендикулярно ДП, а вымпельный ветер оказывается
направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно парус
устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна подъемной силе,
а сила дрейфа — лобовому сопротивлению паруса. На этом курсе парус
должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно
пополам.
Бейдевинд (35—80°) — ветер
дует с носа под острым углом к ДП. Тяга паруса целиком определяется его
подъемной силой (см. рис. 5,
рис. 6), при увеличении лобового
сопротивления сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким
образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки
к вымпельному ветру (5— 7°), работает как аэродинамическое крыло.

Лучшие
парусные суда ходят
под углом 30—35° к направлению истинного ветра. Вследствие сложения
векторов скорости ветра и встречного потока воздуха скорость вымпельного
ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и
аэродинамическая сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости
ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа.
Если попытаться идти под
более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус
станет заполаскивать, аэродинамическая сила снизится и, наконец,
наступит момент, когда лобовое сопротивление паруса и сопротивление воды
движению лодки намного превысят тягу, судно получит задний ход. Когда
нос н аправлен прямо против ветра (0°), говорят, что судно находится в
положении левентик.
Прямо против ветра парусник
идти не может. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную
на ветру, то применяется лавировка — движение к цели курсом
бейдевинд переменными галсами (рис. 68).
Для смены галса необходимо совершить поворот. Если же сохраняя галс
нужно пойти под более острым углом к направлению ветра, то говорят, что
нужно привестись к ветру. Если, наоборот, нужно увеличить угол между
направлением ветра и ДП доски, то говорят, что необходимо увалиться под
ветер. Для того, чтобы при этих маневрах установить парус под
оптимальным углом атаки, его необходимо подтягивать к себе — выбирать,
или же отпускать — травить. Эти термины яхтсмены применяют при всех
манипуляциях со снастями — шкотами, оттяжками и т. п.
Предыдущая
страница
Виндсерфинг
Следующая страница |