В России лодки ПВХ обычно производят
из пятислойной ПВХ ткани. Если же ткани надо придать
дополнительные защитные свойства, например,
нефтеустойчивость, то ткань будет уже 6-слойная или
7-слойная. Выпускаются и трехслойные ткани ПВХ, но в них
нет воздухоудерживающего слоя и такую ткань уже нельзя
использовать для производства надувных лодок. Но
некоторые недобросовестные производители все же
производят лодки из такой ткани.
Баллоны лодки.
Баллоны
лодки ПВХ
изготавливаются вручную, швы должны быть проклеены
профессиональным клеем
и дополнительными ПВХ лентами, должны
выглядеть опрятно, быть без пузырьков воздуха, что делает лодку совершенно
водонепроницаемой. Все это говорит о качестве изделия и культуре производства.
Способов изготовления швов для лодок ПВХ есть несколько:
склеивание встык с накладками, внахлест, вулканизация, сварка током высокой
частоты, горячим воздухом, сварка ультразвуком. На швах есть наклейки из ПВХ внутри
лодки, снаружи или с обеих сторон. Иногда
встречаются швы и без декоративных и усиливающих накладок. Все эти методы
производства швов имеют свои достоинства и недостатки.
Способ изготовления баллонов для лодок ПВХ. Либо внахлест,
либо встык. Изготовление встык считается более надежным, т.к. этот способ не дает утечки воздуха на
качественных лодках при изготовлении встык используется внутренняя и внешняя
накладки. Также при этом способе лодка выглядит более аккуратно и
привлекательно. Но и технология встык
более сложна и трудоемка. Изготовление внахлест применяют в том случае, когда
диаметр баллонов различен. Данный способ
более прост, позволяет изготовить любые баллоны, но в этом случае может быть
небольшая утечка воздуха.
На швы очень часто наклеивают полоски ПВХ - привалы. Это
делается для улучшения внешнего вида и защиты бортов и днища от внешних
воздействий, таких как шершавые доски пристани и т.п.
Комплектующие для лодки.
На надежность и качество надувной
лодки влияют комплектующие, из которых она изготовлена. Наиболее важными
элементами являются клапана и уключины. Их производит огромное количество
производителей, как внутри страны, так и во всем мире. Качество клапанов
зависит от качества используемых
материалов (сырья) и конструкции. Лучше чтобы лодка комплектовалась
клапанами и уключинами от известного и желательно импортного производителя. За
рубежом опыт производства по данным технологиям находится на высоком уровне,
также как и технологический уровень оборудования, на котором изготавливаются
комплектующие для лодок ПВХ.
Уключины являются наиважнейшим элементом гребных лодок. Эти детали многих
отечественных производителей комплектуются металлическими элементами
изготовленными из оцинкованного металла, что не оптимально для использования в
соленой воде и вообще во влажной среде. Импортные уключины изготавливаются из
нержавеющих сплавов и не подвержены воздействую коррозии, т.е. сохраняют свои
характеристики и опрятный внешний вид весь срок службы лодки. Все пластиковые
элементы уключин также должны быть изготовлены из высококачественного пластика.
Клапан должен иметь надежную конструкцию, не позволяющую при механическом
разрушении проваливаться элементам клапана внутрь лодки, т.к. достать мусор из
герметичных баллонов достаточно проблематично.
Лучшие клапана и уключины производятся в Корее по американским технологиям
компанией Halkey Roberts и поставляются на производства всех ведущих мировых
производителей лодок из ПВХ, таких как ZODIAC, NISSAMARAN, YAMARAN.
Весла так же важный элемент гребной лодки. Наилучшим вариантом является весло
изготовленное из алюминиевой трубы, удобной рукояти и лопасти изготовленной из
полиэтилена. Такие весла обладают достаточной прочностью, малым весом. Идеально
когда весло разбирается на две равные части, так намного удобнее его
упаковывать и перевозить.
Деревянные элементы лодок должны быть изготовлены из бакелитовой (влагоустойчивой)
фанеры, алюминия или пластика. Наиболее дешевый и практичный материал - фанера.
Оптимальным соотношением массы и прочности обладает фанера для банок (сидений) толщиной
15 мм,
для настилов пола 6 мм.
Многие производители лодок из ПВХ производят сиденья из более тонкой фанеры,
что приводит к снижению надежности и ненужным прогибам. Использование же на
настилах более толстой фанеры приводит к значительному увеличению веса лодки и практически ничего не дает с точки зрения
удобства пользования.
Многие производители комплектуют лодки надувными днищами или днищами высокого
давления "аирдек". Такая комплектация несколько повышает
безопасность, но значительно увеличивает массу лодки и сокращает расстояние от
банки до пола не менее чем на 5
см, т.е. уменьшается место для ног.
Эргономика лодки.
Эргономические характеристики лодок значительно отличаются у разных
производителей, и данный параметр практически никто не отражает в технических
характеристиках.
В лодке для рыбалки зачастую приходится проводить значительное время, и важно, чтобы
было удобно грести, т.е. в "правильных" лодках расстояние от гребца
до уключин должно регулироваться. Этого добиваются посредством крепления
сидений с использованием системы ликтрос/ликпаз. Подвижное крепление банок так
же позволяет регулировать загрузку лодки и представляет массу возможностей для
трансформации салона. Также имеет значение расстояние от скамейки до пола, т.к.
сидеть долгое время с поджатыми ногами не всем удобно. Ширина кокпита является
скорее второстепенным параметром т.к. задается шириной лодки и диаметром борта.
Не всегда широкий кокпит хорош т.к. это может оказаться компромиссом, достигнутым
за счет снижения диаметра борта, что отрицательно сказывается на мореходности
или за счет увеличения ширины, что приводит к ухудшению гидродинамических
характеристик.
Геометрические размеры лодок являются наиболее важным показателем ходовых
качеств. Чем лодка длиннее и уже тем легче и быстрее у нее ход, но хуже
остойчивость. Чем шире и короче, тем ходовые характеристике хуже, но устойчивость
лучше. Другими словами самая устойчивая лодка круглая, самая быстрая - имеющая
форму наиболее приближенную к стреле.
Обзор нескольких российских лодок
ПВХ.
На российском рынке существует довольно много производителей
лодок, у которых имеются несколько моделей надувных лодок из ПВХ с навесным
транцем. Рассмотрим некоторые из них: Hunter 280ЛТ, "Таймен" N-270 РС
ТР, Стрим-2, FLINC F280TL. Это лодки российских производителей "Бот-Трэйдинг",
"Мастер Лодок", STREAM и FLINC, соответственно.
Данные лодки обладают пассажировместимостью 2 человека,
имеют два независимых надувающихся отсека, практически одинаковую длину и ширину и навесной транец.
Лодка Hunter 280ЛТ санкт-петербургского производителя "Бот-Трэйдинг" обладает следующими характеристиками: длина - 2800 мм; ширина - 1400 мм; диаметр баллона - 340 мм; грузоподъемность - 220 кг; пассажировместимость
- 2 человека; вес лодки в сборе - 15
кг; 2 отсека; 2 банки (сидения), навесной транец.
Средняя цена лодки на рынке – 14 500 рублей.
Лодка "Таймень" N-270 РС ТР производителя
"Мастер Лодок" из города Уфа может похвастаться следующими характеристиками: длина - 2700 мм; ширина - 1300 мм; диаметр баллона - 360 мм; грузоподъемность - 220 кг; пассажировместимость - 2 человека; вес лодки
в сборе - 25 кг;
2 отсека; 2 банки (сидения), навесной транец. Средняя розничная стоимость лодки - 13 700 рублей.
Надувная моторная лодка "СТРИМ-2" санкт-петербургского производителя
лодок Stream имеет следующие характеристики:
длина - 2700 мм;
ширина - 1260 мм;
длина кокпита - 1980 мм;
ширина кокпита - 550 мм;
диаметр баллона - 360 мм; грузоподъемность - 220 кг; пассажировместимость
- 2 человека; мощность мотора - 3,5
л.с.; вес лодки в сборе - 12,5 кг; 2 отсека; 2 банки (сидения). На данной
модели лодки используются только импортные уключины и клапана известного корейского
производителя Halkey Roberts. Стоимость лодки - 11 500 рублей.
|