Если струю воздуха от фефки
направить на пламя спиртовки, а лучше на горящий сухой спирт, то пламя
вытянется вдоль струи воздуха.
Если теперь направить пламя на спаиваемые
детали, которые покрыты флюсом и в районе шва которых имеется кусочек
припоя, то высокая температура позволит нам легко спаять эти детали.
Надо оговориться, что здесь не
приводятся данные по флюсам и припоям; об этом можно узнать из
справочной литературы.

Самодельная газовая горелка
для пайки твердыми припоями деталей средней величины может быть
изготовлена силами самого рыболова. Горелка (рис. 15) состоит из двух
трубок, вставленных одна в другую.
Диаметр внутренней трубки 1 — 1 — 5
мм с толщиной стенок 1 мм; трубка на конце завальцовывается до отверстия
1 — 1,5 мм и затачивается на конус. Внешняя трубка 2 тоже
завальцовывается на конце до отверстия 3—4 мм (ее внутренний диаметр
10—12 мм).
Внутренняя трубка, в которую подается бытовой газ,
передвигается в заднем торце 3 и специальной звездочкой 4,
которая плотно посажена в середине внешней трубки.
Воздух подается во
внешнюю трубку через отросток 5. Передвижением внутренней трубки и
регулированием подачи газа и воздуха изменяют форму пламени.
Воздух в горелку подается
компрессором, бытовым пылесосом, мехами или иными устройствами. При
отсутствии специального воздухонагнетателя можно воспользоваться старой
автомобильной камерой.
Накачав камеру и соединив ее с горелкой шлангом,
получаем примитивное воздухонагнетающее устройство. При необходимости
подачу воздуха можно усилить, положив на камеру щит с грузом.
Самодельная бензиновоздушная
горелка (рис. 16) несложна и ее можно сделать самому или заказать.
Воздух из воздухонагнетающего
устройства (можно опять-таки использовать автомобильную камеру)
поступает через трубку, имеющую в придонной части сеть мелких отверстий,
в бачок с бензином Б-70.
Мелкие пузырьки воздуха, проходя через бензин,
насыщаются его парами. Через сборную трубку и шланг бензиновоздушная
смесь поступает в горелку.
Горелку снабжают специальным вентилем, с
помощью которого можно менять интенсивность пламени.
В одном положении
вентиля получается широкое и короткое пламя для предварительного
разогрева спаиваемых деталей. В другом положении пламя получается
игольчатой формы, что очень удобно непосредственно при пайке.
Надо отметить, что две
последние конструкции горелок требуют большого расхода воздуха. При
использовании автомобильной камеры приходится иногда несколько раз
накачивать ее.
Это неудобно. Неудобство можно устранить, сделав
элементарные меха, приводящиеся в движение ногой, что почти не отвлекает
работающего.
Методы пайки.
Пайка легкоплавкими (мягкими) припоями чрезвычайно проста. На зачищенную
деталь наносят флюс, а затем нагретым и залуженным паяльником — припой.
Качество паяного шва и сам процесс пайки зависят от свойств припоя,
флюса и степени нагрева детали. Флюс должен иметь максимальную рабочую
температуру несколько выше температуры пайки выбранным припоем. После
пайки (если не оговорено) остатки флюса удаляют.
Высокоактивные флюсы (флюс с
анилином, все флюсы марок ЛТИ и др.) обеспечивают прочное соединение
деталей.
Пайку твердыми припоями
производят в любительских условиях с помощью фефки, специальных горелок,
паяльной лампы и т. п.
Спаиваемые детали зачищают, плотно сжимают,
причем зазор между спаиваемыми деталями должен быть минимальным. Место
соединения нагревают, на него наносят флюс, а затем припой.
Припой лучше
применять в виде проволоки, полосок и т. п. Полоской или проволокой
несколько раз проводят по шву до заполнения ее припоем. Если спаивают
различные по размерам детали, то нагревают более массивную деталь.
После нанесения припоя по
всему шву без пропусков спаянные детали охлаждают до температуры
100—120° и опускают в воду.
После такого охлаждения шов приобретает
добавочную крепость, окалина и остатки флюса отваливаются сами и деталь
не требует дополнительной зачистки.
Пайка алюминия и его сплавов с
применением специальных флюсов и припоев (легкоплавких и тугоплавких)
мало чем отличается от пайки других металлов.
Однако из-за дефицитности
некоторых компонентов флюсов рыболов иногда не может ими
воспользоваться. Поэтому рассмотрим упрощенные способы пайки алюминия и
его сплавов легкоплавкими припоями.
|