образующие треугольный
кронштейн, концы которого крепят к бортам. На некоторых моделях лодок
степс наглухо прикреплен к продольной балке или рамной конструкции
(рис. 2.92). Отдельные конструкции рамы
позволяют изменять длину мачты, например с помощью телескопически
раздвижных направляющих, в зависимости от загрузки лодки.
Иногда на катамаранах в
последнее время стали применять две мачты, по одной на каждом поплавке
(рис. 2.93). Так, конструкция
катамарана В-2 имеет два паруса-крыла, площадь каждого 6,5 м2.
Мачты стоят в одной поперечной плоскости и выполнены
свободноповоротными.
Интересна конструкция
парусного вооружения надувного катамарана, в которой на одной мачте,
снабженной поперечной рейкой, навешены сразу два регулируемых паруса.
Они закреплены на рейке мачты в двух точках и расположены симметрично по
разные стороны от мачты, установленной в ДП.
На больших катамаранах
(например, «Азов») мачту крепят на степс-диафрагме, поднятой на четыре
подмачтовые опоры. Такой способ крепления мачты позволяет отказаться от
мощной поперечной подмачтовой балки и освободить всю площадь палубы.
Гибкость мачты и эластичность вант подбирают таким образом, чтобы при
шквале мачта изгибалась подобно хлысту; при этом паруса почти
складываются, кренящий момент резко уменьшается. Под-мачтовые опоры
служат также каркасом для полузакрытой мягкой рубки.
Руль.
Руль является
органом управления надувной парусной лодкой и служит для удержания ее на
курсе при сохранении прямолинейного движения. Он состоит из пера и
разъемно соединенного с ним румпеля
(рис.
2.94). Форма пера чаще бывает четырехугольной с закругленными
углами, передняя кромка пера наклонена под острым углом (5 — 7°) к
корме. Размер пера по горизонтали больше, чем его размер по вертикали, а
на лодках, у которых руль выполняет функцию шверца,—наоборот.
На надувных лодках управление
рулем осуществляется двумя способами: ручным и ножным. Для удобства
пользования рулем при ручном управлении к румпелю часто прикрепляют
рычаг, а при ножном — тяги с петлями на концах. Перо и румпель руля
выполняют полуподвижными, чтобы в случае препятствия они могли
подниматься вверх в вертикальной плоскости. Некоторые конструкции руля
имеют механизм регулирования угла наклона пера — замок с подпружиненным
стопором, который обеспечивает отклонение руля назад при столкновении
его с посторонним объектом.
Руль изготовляют из
дюралюминия или другого материала, бывают и комбинированные рули из
жесткого и эластичного материалов. Кромки руля заостряют. Руль крепят к
эластичному корпусу лодки через формованные резиновые бобышки.
На спасательных лодках с
целью уменьшения количества комплектующих деталей в качестве руля чаще
используют кормовое весло, однако управлять одному человеку одновременно
веслом и парусом затруднительно. На лодках О-образной формы применяют
один руль, который крепят в ДП. На большегрузных лодках У-образной формы
и катамаранах рулевое устройство представлено системой из двух рулей,
установленных или на консолях баллонов, или на транце симметрично по
отношению к ДП. Румпели шарнирно соединены траверсой, а траверса — с
рычагом. Такое устройство рулей обеспечивает возможность одновременного
управления ими. Система из двух рулей облегчает управление лодкой,
улучшает ее маневренные качества. Кроме того, компактное исполнение
рулей позволяет навешивать между ними подвесной мотор и использовать его
в качестве запасного движителя.
Эффективность управления
лодкой, например уверенное выполнение поворотов, может быть достигнута
выносом руля далеко в корму. Кроме того, в результате этого
усовершенствования может быть уменьшена площадь руля. Для лодок
О-образной формы вынос руля осуществляется с помощью кронштейна,
прикрепленного к днищу и телескопически раздвижной штанге
(рис. 2.95).
Предыдущая
страница
Содержание
Следующая страница