Оригинальной конструкцией
является мех-насос со съемным жестким донышком
(рис. 2.50), установленным в
отформованные пазы в нижней части корпуса. Дно в этом случае выполняет
функции предохранительного устройства, которое при достижении
определенного давления в лодке смещается в пазах, нарушая герметичность
внутреннего объема меха.
Известны и конструкции
мехов-насосов со съемным донышком при ручном накачивании
(рис. 2.51).
Клееные мехи представляют
собой конструкцию цилиндрической или призматической формы с основанием в
виде треугольника или прямоугольника, которая состоит из двух створок,
соединенных воздухонепроницаемой эластичной оболочкой, и
восстанавливающего элемента — пружины расположенной между створками.
Клапан в таких конструк циях, как правило, располагают на створках меха.
Для уменьшения объема меха при его упаковке створки имеют ремешки,
фиксирующие сложенное положение меха.
Наиболее распространены мехи
в форме треугольной призмы, у которых створки шарнирно соединены между
собой (рис. 2.52). Фирма
«Семперит» (Австрия) применяет для некоторых лодок мехи, состоящие из
двух корпусов, соединенных между собой клапанной системой. Корпуса в
этом случае или целиком эластичные, или комбинированные — из эластичных
и жестких элементов (рис. 2.53).
Разработана конструкция меха-насоса, у которого роль восстанавливающего
элемента выполняют семь — девять продольно расположенных по периметру
цилиндрической поверхности мехов-насосов замкнутых камер одинакового
размера. Восстановление упругости насоса обеспечивается также выбором
упругого материала стенок меха.
Все описанные выше мехи
являются дополнительным комплектующим элементом к лодкам и
присоединяются к ним с помощью шлангов только в момент накачивания. На
надувных гребных лодках фирмы «Пирелли» (Италия) используется и другое
техническое решение крепления меха: над впускным отверстием в лодке. Мех
в этом случае имеет гофрированный корпус
(рис. 2.54). Он в сложенном виде с помощью специальных
приспособлений крепится к надувному борту. Такой мех-насос дает
возможность подкачивать воздух непосредственно на воде.
Эластичные
самовосстанавливающиеся малогабаритные мехи могут быть расположены
внутри надувного днища или борта. Их функцию также может выполнять
отдельный отсек надувного борта.
В качестве меха может быть
использован герметичный мешок (рис. 2.55),
предназначенный для упаковки лодки или хранения вещей. В одном из углов
мешка-упаковки предусмотрено устройство для соединения с клапаном лодки
при ее наполнении воздухом или газом. Аналогичное решение устройства
наполнения применено в конструкциях надувных катамаранов «Инзер-2»,
«Инзер-3». Одно из сидений, используемое для размещения багажа,
выполнено в форме мешка с дном в виде круга, вблизи которого на
цилиндрической поверхности расположен клапан наполнения. После
наполнения мешка его открытый конец закрывается в результате
сворачивания мешка. По мере сворачивания воздух переходит в корпус
лодки. Примечательны и конструкции сидений, выполняющих функцию
меха-насоса, которые постоянно присоединены к клапанам бортов.
Для отдельных типов
крупногабаритных лодок может найти применение конструкция корпуса,
которая при раскладывании бортов обеспечивает поступление воздуха в
полости камер через специальные клапаны, в результате чего камеры
оказываются частично надутыми (рис. 2.56).
В носовой и кормовой частях лодки закрепляются канаты. При зацеплении
одного из канатов за какой-либо предмет и натяжении второго оболочка
бортов расправляется, чему способствует конструкция специальных
распорных узлов, и воздух свободно поступает в камеры. Доведение
давления в бортах до рабочего осуществляется из дополнительных
эластичных емкостей путем их скручивания.
Опыт использования
металлических и пластмассовых цилиндрических насосов поршневого типа,
аналогичных велосипедным и автомобильным насосам, показал, что они
тяжелее по весу и менее удобны для надувных лодок, чем мехи-насосы.
Автомобильные насосы рассчитаны на сравнительно высокое давление
(несколько атмосфер) и имеют малую производительность, специально же
изготовленные насосы, подающие большое количество воздуха под невысоким
давлением (до 0,2 атм), получаются более тяжелыми и громоздкими по
сравнению с мехами.
Предыдущая
страница
Содержание
Следующая страница
|