Взаимным расположением груза на судне судоводитель всегда может найти
наиболее выгодное значение метацентрической высоты, при которой судно
будет достаточно остойчивым и меньше подвергаться качке.
Кренящим моментом называется произведение веса груза, перемещаемого
поперек судна, на плечо, равное расстоянию перемещения. Если человек
весом 75 кг, сидящий на банке, переместится поперек судна на
0,5 м, то кренящий момент будет равен 75*0,5 = 37,5
кг/м.
Рис 91.
Диаграмма статической остойчивости
Для изменения момента, накреняющего судно па 10°, надо загрузить
судно до полного водоизмещения совершенно симметрично относительно
диаметральной плоскости.
Загрузку судна следует проверить по осадкам,
измеряемым с обоих бортов. Креномер устанавливается строго
перпендикулярно диаметральной плоскости таким образом, чтобы он показал
0°.
После этого надо перемещать грузы (например, людей) на заранее
размеченные расстояния до тех пор, пока креномер не покажет 10°. Опыт
для проверки следует произвести так: накренить судно на один, а затем на
другой борт.
Зная крепящие моменты накреняющего судно на различные (до
наибольшего возможного) углы, можно построить диаграмму статической
остойчивости (рис. 91), что оценит остойчивость судна.
Остойчивость можно увеличивать за счет увеличения ширины судна,
понижения ЦТ, устройства кормовых булей.
Если центр тяжести судна расположен ниже центра величины, то судно
считается весьма остойчивым, так как сила поддержания при крене не
изменяется по величине и направлению, но точка ее приложения смещается в
сторону наклона судна (рис. 92, а).
Поэтому при крене образуется пара
сил с положительным восстанавливающим моментом, стремящимся вернуть
судно в нормальное вертикальное положение па прямой киль. Легко
убедиться, что h>0, при этом метацентрическая высота равна 0. Это
типично для яхт с тяжелым килем и нетипично для более крупных судов с
обычным устройством корпуса.
Если центр тяжести расположен выше центра величины, то возможны три
случая остойчивости, которые судоводитель должен хорошо знать.
Первый случай
остойчивости.
Метацентрическая высота h>0. Если центр тяжести расположен выше
центра величины, то при наклонном положении судна линия действия силы
поддержания пересекает диаметральную плоскость выше центра тяжести (рис.
92, б).
Рис. 92.
Случай остойчивого судна
В этом случае также образуется пара сил с положительным
восстанавливающим моментом. Это типично для большинства судов обычной
формы. Остойчивость в этом случае зависит от корпуса и положения центра
тяжести по высоте.
При крене кренящийся борт входит в воду и создает
дополнительную плавучесть, стремящуюся выровнять судно. Однако при крене
судна с жидкими и сыпучими грузами, способными перемещаться в сторону
крена, центр тяжести также сместится в сторону крена. Если центр тяжести
при крене переместится за отвесную линию, соединяющую центр величины с
метацентром, то судно опрокинется.
Второй случай
неостойчивого судка при безразличном равновесии.
Метацентрическая высота h = 0. Если центр тяжести лежит выше центра
величины, то при крене линия действия силы поддержания проходит через
центр тяжести MG = 0 (рис. 93).
В данном случае центр величины всегда
располагается на одной вертикали с центром тяжести, поэтому
восстанавливающаяся пара сил отсутствует. Без воздействия внешних сил
судно не может вернуться в прямое положение.
В данном случае особо
опасно и совершенно недопустимо перевозить на судне жидкие и сыпучие
грузы: при самой незначительной качке судно перевернется. Это
свойственно шлюпкам с круглым шпангоутом.
Третий случай
неостойчивого судна при неустойчивом равновесии.
Метацентрическая высота h<0. Центр тяжести расположен выше центра
величины, а в наклонном положении судна линия действия силы поддержания
пересекает след диаметральной плоскости ниже центра тяжести (рис. 94).
|