8. Размеры парусов.
Для любительского моторного судна размеры паруса (в основном его
площадь) зависят от формы подводной части, высоты надводного борта и
остойчивости судна.
Низкобортное плоскодонное судно, хотя бы и
снабженное выступающим из днища килем (не смешивать с выдвижным килем
швертбота), легко можно опрокинуть чрезмерно большим парусом.
Судно с
высоким бортом и острыми обводами, но узкое, с относительно малой
шириной или достаточно широкое, но с малой осадкой также не может нести
большой парус.
При всяком усилении ветра оно будет плохо управляться,
сильно крениться с риском зачерпнуть воду бортом. Такое судно требует
балласта, чтобы увеличить остойчивость и управляемость. Однако не всякий
балласт безопасен.
Важно правильно подобрать его вес, состав и
расположение. Должен оставаться достаточно высокий надводный борт, когда
судно загружено полностью. Если судно случайно зачерпнет воду бортом при
шквале, то правильно подобранный балласт не должен впитывать воду,
перекатываться при крене и мешать вычерпыванию воды из судна.
Открытое
беспалубное судно с чрезмерно тяжелым балластом при заливании водой
пойдет ко дну. Твердый балласт (каменный, бетонный, металлический)
допустим только на судах, которые имеют водонепроницаемое закрытие
палубы и высокий борт.
На открытых судах следует брать такое количество
твердого балласта, при котором залитое водой судно еще сохраняло бы
некоторую плавучесть. На открытых низкобортных прогулочных судах нельзя
иметь балласт и большие паруса.
Есть суда, которые вообще опасно водить
под парусами,— это лодки типа фофан, мелкие катера — глиссеры для
подвесного мотора, круглодонные лодки с низким бортом и им подобные.
Открытое судно с почти плоским днищем и килем (лодка, катер, шлюпка) для
применения вспомогательных парусов должно иметь следующие соотношения
главных размерений:
L : В . . . . Не более 4 (лучше 3,5)
В : Т . . . . Не менее 4 — 5
В : Н . . . . Не менее 3
Н : Т . . . . Не менее 2,
где L — длина, В — ширина, Т — осадка и H
— высота борта от киля до планширя.
Если принять эти соотношения, то лодка длиной 6 м должна
иметь следующие размерения: L — 6 м, В — 1,6—1,8 м, Н
— 0,5—0,6 м, Т — 0,3—0,25 м.
Таковы обычные соотношения моторно-гребных шлюпок озерного и морского
типа, используемых и под парусами для транспортных и учебных целей.
Если
исходить из этих соотношений, то размеры и площади люгерных парусов
определяются по таблице в зависимости от длины L шлюпки. В этой таблице
(табл. 5 ниже) указаны размеры парусов.
Для расчета, парусов бермудского или шпринтового типа служит другая таблица (табл.6
ниже).
В ней даны только
соотношения шкаторин, причем за единицу сравнения принята нижняя
шкаторина. Практически ее длина у грота составляет от 3/ 5 до половины
всей длины судна.
Так, при длине судна 5 м нижняя шкаторина
шпринтового паруса равна 3 м, передняя — 3,45 м,
верхняя — 2,07 м, задняя — 3,7 м.
|
|
|
|
|
|
Каждое открытое судно индивидуальной постройки, отступающее в худшую
сторону от указанных соотношений корпуса, должно иметь меньшую
парусность; учесть точно такое уменьшение невозможно из-за разнообразия
форм корпуса и морских качеств нестандартных судов.
Однако безопаснее
всего в любом случае уменьшить парусность против расчетной на 25% или же
принимать площадь парусности как для стандартной шлюпки, но с длиной,
меньшей на 1 м.
Больше всего снижает остойчивость судна большее
отношение L : В, т. е. если оно узкое и имеет малую осадку при
большом В : Т. При большом L : В уменьшение В: Т,
т. е. увеличение осадки Т, улучшает остойчивость.
Следовательно, такое судно требует балласта, если с этим балластом
останется достаточно высокий надводный борт.
Вычерчивание паруса. С помощью циркуля в принятом масштабе делают на
миллиметровой бумаге засечки из концов отрезка нижней шкаторины с
растворениями по величинам передней шкаторины и диагонали, получая таким
образом точку переднего верхнего угла паруса.
Затем делают засечку
величиной задней шкаторины от шкотового угла и засечку верхней шкаторины
из переднего верхнего угла, получая точку нокового угла.
Таблица 5
Парусность люгерного типа для шлюпок с нормальными размерениями.
(См. Справочник по мелким судам Ю. В. Емельянова и Н.
А. Крысова. Судпромгиз, 1950)
Шлюпки |
Грот |
Стаксель |
А
м |
Б
м |
В
м |
Г
м |
Д
м |
площадь грота, м 2 |
длина мачты полная, м |
длина рейки, м |
Е
м |
Ж
м |
И
м |
площадь стакселя, м |
4,5 |
3,07 |
2,32 |
2,9 |
1,38 |
1,83 |
4,1 |
3,3 |
2 |
|
|
|
|
5 |
3,5 |
2,64 |
3,31 |
1,56 |
2,10 |
5,4 |
3,6 |
2,2 |
|
|
|
|
5,5 |
3,97 |
2,99 |
3,75 |
1,77 |
2,37 |
6,9 |
3,9 |
2,5 |
|
|
|
|
6 |
4,41 |
3,32 |
4,17 |
1,98 |
2,64 |
8,6 |
4,4 |
2,8 |
|
|
|
|
6,5 |
4,86 |
3,66 |
4,59 |
2,17 |
2,91 |
10,4 |
4,9 |
3,1 |
|
|
|
|
7 |
5,31 |
4 |
5,02 |
2,38 |
3,18 |
12,5 |
5,4 |
3,3 |
|
|
|
|
7,5 |
5,31 |
4 |
5,02 |
2,38 |
3,18 |
12,5 |
5,4 |
3,3 |
3,2 |
1,7 |
3,63 |
2,7 |
8 |
5,7 |
4,03 |
5,39 |
2.56 |
3,42 |
14,4 |
5,9 |
3,6 |
3,4 |
1,7 |
3,8 |
2,8 |
Примечание. Паруса шпринтовые или бермудские должны иметь такую же
площадь парусности, как и люгерные.
Таблица 6
Пропорции шпринтовых и
бермудских парусов.
Парус |
Нижняя шкаторина |
Передняя шкаторина |
Верхняя шкаторина |
Задняя шкаторина |
Диагональ |
Шпринтовый |
1 |
1,15 |
0,69 |
1,23 |
1,46 |
Бермудский |
1 |
1,6 |
— |
1,9 |
— |
Примечание. Исходной мерой принята длина нижней шкаторины, остальные
части выражены по отношению к ней.
Площадь паруса (рис. 146) определяется по правилам плоской геометрии
делением трапеции на два треугольника (площадь треугольника равна
половине произведения основания на высоту).
Центр площади каждого треугольника определяется пересечением двух его
медиан. После этого соединяют оба центра отрезком прямой С 1С 2 и
находят общий ЦП по правилу:
=
и
=
откуда а =
или b =
,
где S 1 — площадь первого треугольника по расчету;
S 2 — площадь второго треугольника по расчету;
S — площадь паруса в квадратных метрах;
C 1 C 2 — расстояние между центрами площадей S 1 и S 2
(измеряются на чертеже);
а
— искомое расстояние от центра C 1 до общего
ЦП;
b — искомое расстояние от центра С 2 до общего
ЦП.
|
|
|
|
|
Рис. 146. Определение площади паруса
Несмотря на то, что треугольный парус значительно выше
трапециевидного, его ЦП находится приблизительно на той же
высоте, что и у последнего, а иногда и ниже.
По своим аэродинамическим
свойствам треугольный парус лучше других и позволяет идти значительно
круче к ветру. Единственный его недостаток — необходимость в очень
высокой мачте.
Источник: Братство воблеров
Предыдущая
К оглавлению
Следующая
|
|
|
|
|
|
Смотрите на сайте:
|
|
|
|
|
|
|