Там, где
движение судов происходит только днем, вместо буев и бакенов ставят
вехи. Они могут ставиться также в качестве контрольных знаков,
указывающих места бакена или буя, на случай, если последние будут
снесены со своего места.
Красные бакены, буи, вехи ограждают опасности
судового хода с правой его стороны, т. е. примыкают к правому берегу, а
белые — с левой. Красные бакены в темное время суток имеют постоянный
красный огонь, а буи — проблесковый красный огонь.
На белых буях и
бакенах устанавливаются соответственно белые огни. В местах большого
скопления посторонних огней белый огонь на белом бакене или буе может
быть заменен зеленым.
На красных
бакенах, буях, вехах днем для отличия их по форме от белых выставляется
знак в виде черного шара. Красные бакены трехгранной пирамидальной формы
могут заменяться шарообразными.
Рис. 19. Бакены: a —красный; б — шаровый, в —спаренный; г
—свальный
Стоящие
рядом два бакена или буя («спаренные» бакены или буи), красный и белый,
обозначают раздвоение фарватера на два судовых хода. То же самое
обозначает красный бакен — буй большого размера с поперечной белой
полосой.
Кроме
перечисленных выше знаков плавучей обстановки, в тех местах реки, где
течение неправильное, т. е. с той стороны, куда направлено свальное
течение, ставят вне судового хода свальный бакен, имеющий цилиндрическую
форму.
В 5—10 м от него на кромке судового хода устанавливают
обыкновенный бакен или буй цвета, соответствующего берегу. Свальный
бакен окрашивают в белый или красный цвет.
В ночное время на нем
зажигается красный или белый проблесковый огонь (в зависимости от
берега, у которого он установлен). Видимость огней на знаках плавучей
обстановки должна быть: белых не менее 2, 2 км, цветных не
менее 1, 5 км.
3.
Береговые знаки обстановки.
Перевальные
знаки (рис. 20) выставляют на берегу, в местах, где
фарватер переходит
(переваливает) от одного берега к другому, т. е. на перевалах. Знак
представляет собой столб, в верхней части которого установлен квадратный
щит с плоскостью, развернутой перпендикулярно оси фарватера.
Столбы на
правом берегу окрашивают полосами белого и красного цвета, щит — в
красный цвет. Столб на левом берегу окрашивают чередующимися белыми и
черными полосами, щит — в белый цвет.
Ночью на столбах правого берега
выше щита поднимается трехгранный фонарь с белыми боковыми стеклами и
красным средним (траверзным) стеклом; на столбах левого берега
траверзное стекло зеленое, а боковые стекла белые.
Рис. 20. Знаки, указывающие направление фарватера: а —
перевальный знак, б — ходовой знак; в — весенний знак правого
берега; г — весенний знак левого берега; д — створы
Створы
ставят на длинных и прямых участках фарватера, как правило, в местах
перехода судового хода от одного берега к другому. Каждый створ состоит
из двух знаков, которые ставятся на берегу на прямой линии по оси
фарватера. Передний знак створа обычно ставят по высоте ниже второго.
Пользование
створами заключается в том, чтобы вывести судно на линию, с которой
видны оба знака (один за другим). Когда знаки не сливаются, то говорят,
что они растворены.
Если задний знак виден справа от переднего, значит,
и судно сошло вправо от створной линии. Простые створы состоят из двух
отдельных знаков типа перевальных столбов, столбы и щиты которых
окрашивают в сплошной красный цвет, если они стоят на правом берегу, и в
белый — на левом.
Кроме
простых створных знаков, существуют еще три типа створов, которые обычно
ставят на очень длинных прямых участках фарватера. Каждый из этих
знаков, больших по размерам, состоит из трехгранных, квадратных или
трапециевидных щитов.
Плоскость щитов на всех створных знаках
устанавливается перпендикулярно оси фарватера. По вертикальной оси щита
накрашивается полоса, отличная от цвета щита.
Часто
встречаются щелевые створы, состоящие из двух передних и одного заднего
знака. Судно находится в ограждаемой знаками полосе, пока задний знак
виден между передними.
На всех
типах створов, независимо от берега, где они установлены, ночью зажигают
белые огни — по одному на каждом знаке. В местах скопления посторонних
огней створные белые огни на знаках могут быть заменены красными
независимо от берега. Вместо огней на створных знаках могут быть
газосветные трубки.
Ходовые
знаки устанавливаются на том берегу, вдоль которого проходит судовой
ход. Знак состоит из столба, в верхней части которого укреплен
ромбовидный щит с плоскостью, развернутой параллельно фарватеру. Столбы
и щиты ходовых знаков окрашивают так же, как и перевальные знаки.
Ночью на
ходовых знаках зажигают на правом берегу красный, а на левом белый
огонь, а в тех случаях, когда огней много, белый огонь на левом берегу
заменяют зеленым или проблесковым белым.
Весенние
знаки устанавливаются на высоких берегах. Они служат ориентирами для
судоводителей в период половодья. На правом берегу устанавливают столбы
с решетчатыми круглыми щитами красного цвета, на левом берегу — столбы с
решетчатыми (формы трапеции) щитами белого цвета.
Столбы могут
окрашиваться в тот же цвет, что и щиты. В темное время суток весенние
знаки освещаются красными огнями на правом берегу и белыми огнями на
левом.
4.
Путевые знаки и сигналы.
Рис. 21. Сигнальная мачта левого берега
Сигнальные
мачты (рис. 21) обычно устанавливаются выше и ниже переката для
обозначения глубины и ширины судового хода на перекате. Кроме сигнальных
матч, для указания наименьших глубин на определенных участках рек
ставятся плесовые сигнальные мачты.
Сигнальная мачта состоит из столба с
прикрепленной к его верхней части горизонтальной реей, укрепленной
параллельно фарватеру. Перекатную мачту и рею окрашивают чередующимися
красными и белыми поперечными полосами.
Плесовая мачта окрашивается
чередующимися черными и белыми полосами. Выше реи на щите пишутся цифры,
показывающие в километрах расстояние переката от устья реки.
Рис. 22. Путевые береговые знаки: а — подводного
перехода (кабели, трубопроводы и т. д. ); б—знак надводных
переходов проводов; в — знак сигнала; г — рейдовый
знак
Глубина
судового хода определяется знаками на оконечности реи мачты, обращенной
вверх по течению. Эти знаки соответствуют определенным числовым
значениям. Так, каждый прямоугольный щит соответствует 100 см,
большой красный шар ниже щита — 20 см каждый, малый шар — 5
см.
Ширина
судового хода определяется числовым значением знаков, которые
поднимаются на нижней (по течению) оконечности реи мачты и обозначают:
ромбовидный знак — 50 м; большой красный шар — 20 м;
малый шар — 5 м каждый.
Например, если на верхней оконечности
реи подняты один прямоугольный щит, два красных больших шара и три малых
шара, это значит, что глубина на перекате 155 см (рис. 21).
Верхний знак
глубины — прямоугольный щит, верхний знак ширины — ромбовидный знак,
нижние круглые малые знаки окрашиваются в зависимости от фона местности:
на светлом фоне в черный, а на темном в белый цвет.
Крестообразный знак, поднятый на верхней (по течению) оконечности реи,
обозначает, что перекат проверен и глубина на нем больше
гарантированной.
Если участок
имеет два судовых хода, то на берегу, на расстоянии десяти метров одна
от другой, устанавливают две мачты. Верхняя по течению указывает
габариты пути правого судового хода, нижняя — левого.
Рис. 23. Семафорные мачты
В ночное
время глубина судового хода на сигнальных мачтах обозначается
проблесками огней: вспышка белого цвета — 100 см, зеленого — 20
см, красного — 5 см.
Проблески
подаются через одинаковые промежутки времени (3—5 сек. ).
Знак-сигнал
(рис. 22) устанавливают на берегу перед узкостью, где расхождение и
обгон судов затруднены или запрещены, обычно перед семафорами
(светофорами) на засемафоренных участках реки.
Столб этого
знака окрашивают черными и белыми полосами по спирали. На верхней части
столба укрепляется белый диск диаметром 1, 2 м. На диске
делается надпись черными буквами «Сигнал».
В ночное
время на знаке имеется постоянный или проблесковый зеленый огонь,
видимый со стороны судового хода. Судно при подходе к знаку «Сигнал»
подает один продолжительный свисток и уменьшает скорость хода.
Если узкость занята другим судном, судоводитель останавливает ход своего
судна и ожидает, когда узкость освободится. Если после подачи звукового
сигнала в узкости не будет слышно никаких других звуковых сигналов, то
судоводитель обязан подать два продолжительных свистка, предупреждая,
что его судно вошло в узкость и следует по ней.
Семафорные
знаки и светофоры (рис. 23) устанавливают на тех участках рек, где
движение судов регулируется в одном направлении. Семафорные знаки могут
устанавливаться также вместо светофоров около шлюзов и наплавных мостов
(подробно о светофорах см. в п. 6 настоящего параграфа).
Семафорные
знаки состоят из высокого столба, на верхнем конце которого
прикрепляется рея. Семафорные знаки окрашиваются в зависимости от фона
местности в белый или красный цвет.
Вывешиваемые
в светлое время суток на оконечности — ноке-реи сигналы обозначают
следующее:
а) цилиндр
наверху, а под ним красный конус — разрешается пропуск судов вниз по
течению;
б) цилиндр
внизу, а над ним красный конус — разрешается пропуск судов вверх против
течения;
в) два
красных конуса, вывешенных по вертикали один над другим раструбами вниз
на расстоянии 1 м, — судоходный участок закрыт для прохода
судов в обоих направлениях. Ночью на семафорной мачте зажигают вместо
цилиндров зеленый, а вместо конусов красный огонь.
Светофор
имеет два огня: красный — запретительный и зеленый — разрешительный.
Все суда при
подходе к семафорным знакам и светофорам подают один продолжительный
звуковой сигнал и уменьшают скорость хода.
Знаки
воздушных переходов устанавливают в местах перехода через реки, каналы и
водохранилища проводов высокого напряжения, телефонных и телеграфных
проводов. Знаки располагают на обоих берегах выше и ниже воздушных
переходов на расстоянии 100 м.
Столбы
знаков окрашивают поперечными красными и белыми полосами. На верхнем
конце столба прикреплен круглый диск диаметром 1, 2 м белого
цвета с двумя красными вертикальными полосами шириной 10 см
каждая. При ширине реки 100 м и менее столбы могут не
выставляться. Тогда знаки (диски) устанавливаются на одной из переходных
мачт на высоте не менее 4 м.
Ночью знаки
освещаются двумя горизонтально расположенными желтыми огнями.
Во избежание
повреждений воздушных проводов и судов, а также для
предупреждения несчастных случаев на высокогабаритных судах опускают
мачты, особенно при паводках. При большом провисании проводов
рекомендуется проходить под ними в стороне от центра провисания.
При
обрыве проводов судоводитель обязан остановить судно, составить
соответствующий акт к сообщить об обрыве. Высота между клотиком мачты и
проводами с током высокого напряжения должна быть не менее 2 м, а
телефонных и телеграфных переходов — не менее 1
м.
Знаки
подводных переходов устанавливают в местах, где по дну реки проложены
телеграфные, электрические кабели и трубопроводы. Знаки располагают
створами на обоих берегах на 100 м выше и ниже подводного
перехода.
На судоходных каналах знаком подводного перехода служит один
сигнальный столб на одном из берегов в створе подводного перехода. Столб
окрашен чередующимися черными и желтыми полосами, к верхней его части
прикреплен красный диск диаметром 1, 2 м с одной горизонтальной
белой полосой шириной 20 см посредине.
Ночью знаки
освещаются двумя желтыми огнями, расположенными вертикально на
расстоянии 1 м один от другого.
Отдавать
якорь в районе подводных переходов запрещено, исключая те случаи, когда
судну угрожает авария. Если якорь отдан, выбирать его можно только в
присутствии представителя данного подводного перехода.
Рейдовые
знаки устанавливают на берегах портовых л пристанских акваторий, обычно
на рейдах, где большое количество судов ожидает погрузки или выгрузки.
Рейдовый знак указывает границы стоянки судов различных типов и
назначения, а также границы рейда для формирования составов.
Рейдовый
знак — это столб, окрашенный поперечными черными и белыми полосами, на
верхнем конце которого прикрепляется белый треугольный щит с цифрами 1,
2 и т. д.
Цифры обозначают количество судов, которые могут быть
поставлены на рейде. При наличии двух знаков щиты располагают на
переднем столбе вершиной вверх, на заднем столбе — вершиной вниз. В
ночное время на рейдовых знаках включают по одному зеленому огню.
Сигнальные
мачты для сигнализации о несчастных случаях с людьми устанавливают в
местах большого скопления людей (на пляжах, гидростройках и т. д. ) и
окрашивают в темно-зеленый цвет.
При
несчастном случае на оконечностях (ноках) реи поднимается днем красный
шар диаметром 1 м, ночью — два горизонтально расположенных
красных огня. Судоводители, увидев такие сигналы, обязаны принять
участие в спасании людей, если в этом есть необходимость.
5.
Сигнализация на мостах.
Пролеты
железнодорожных и шоссейных мостов, через которые проходят суда,
разделяются на судоходные пролеты для судов, идущих вверх (против
течения), вниз (по течению), и самосплава.
Рис. 24. Сигнализация на железнодорожных и шоссейных мостах:
а — обстановка судоходного пролета сверху; б — обстановка
судоходного пролета снизу; в — обстановка пролета для сплава; 1
— зеленые огни; 2—белые огни для освещения опор моста
В
зависимости от этого на мостах устанавливают судоходную сигнализацию,
обозначающую направление судового хода, ширину фарватера в судовых
пролетах мостов, высоту фермы моста над водой в судоходном пролете (рис.
24).
Ромбовидный красный щит высотой не менее 2 м устанавливают
на ферме моста по центру фарватера в судоходном пролете моста, через
который должны следовать суда, идущие вниз по течению.
На ферме, над
центром пролета, где происходит движение вверх (против течения), ставят
квадратный красный щит высотой 2 м, а над пролетом, где суда и
плоты идут самосплавом, — круглый белый щит диаметром не менее 2
м.
Ночью на
щитах включаются два створящихся красных, огня, один из которых
находится в центре щита, а второй под ним, на нижней кромке фермы моста.
На белом щите включаются один над другим два створящихся зеленых огня.
Кроме этих
огней, на опорах мостов, ограничивающих судоходные пролеты и пролет для
сплава, в ночное время включаются вертикально расположенные зеленые
огни: четыре огня, если высота нижней кромки фермы над водой составляет
более 15 м, и три огня при высоте моста над водой от 10 до 15 м
и по два огня, если эта высота менее 10 м.
Зеленые огни
устанавливаются на специальных зеленых или белых квадратных щитах,
которые одновременно служат указателем габаритов судового хода под
мостом в дневное время.
В случае необходимости на 1 км выше
охраняемого моста на 200 м ниже выставляют мостовые сигнальные
мачты, окрашенные в красный цвет. На реи мачты поднимают такие же
сигналы, - как на семафорной мачте для разрешения или запрещения прохода
судам под мостом.
Встречное
расхождение и обгон судов в судоходном пролете мостов категорически
запрещается.
Моторные
катера и гребные лодки должны получить разрешение на проход под мостом у
охраны моста, для чего нужно остановиться около мостовой сигнальной
мачты.
На
наведенных наплавных мостах устанавливается не менее трех белых огней
через каждые 50 м,
На наплавных
мостах, разведенных для пропуска судов, на правой стороне пролета
поднимают два красных огня на нижнем и верхнем по течению углах пролета,
а на левой — два белых огня в углах пролета.
На выведенной из
судоходного пролета части моста со стороны, обращенной к судовому ходу,
устанавливают огонь соответственно берегу, а перед мостом — семафорные
мачты.
6.
Судоходная обстановка на искусственных водных путях — каналах и
водохранилищах.
Судоходная
обстановка на искусственных водных путях (каналах и водохранилищах)
технически более совершенна, чем на реке, а поэтому может по своей
конструкции, внешнему виду и освещению отличаться от знаков речной
обстановки (рис. 25).
К знакам
судоходной обстановки на каналах и водохранилищах относятся маяки,
опознавательные знаки, путевые огни, створы и др.
Маяки
устанавливаются в начале судоходных каналов и обычно представляют собой
белые кирпичные (оштукатуренные) высокие башни. Световым источником
маяков служит фонарь с шлифованной поясной линзой. Огни маяков
различаются по цвету (белые и цветные), характеру, периоду освещения.
Опознавательные знаки устанавливаются при входе в водохранилище, канал и
имеют форму небольших белых башен высотой 4—5 м. Свет на башнях
проблесковый: на правом берегу красный, на левом — зеленый. На башне, со
стороны, обращенной к каналу, имеется газосветная двухметровая трубка.
Цвет ее соответствует берегу.
Рис. 25. Схема обстановки водохранилища и канала: 1 —
прицельный знак перспективного створа; 2 — путевые огни; 3
— береговые знаки; 4 — опознавательные знаки; 5, 8—знаки
щелевого створа; 6 — водохранилище; 7—плавучие буи; 9—шлюз;
10 — светофор
Путевые огни
устанавливаются на криволинейных участках канала и имеют высоту 1 м.
Путевые знаки окрашиваются алюминиевой краской и расставляются
через каждые 250 м попарно на противоположных берегах каналов,
один против другого, на берме, выше уреза воды.
Внутри металлического
корпуса знака имеются две лампы, верхняя лампа на правом берегу светит
красным огнем, на левом — зеленым. Нижняя лампа освещает откос и урез
воды белым светом.
Тройные
створы состоят из трех знаков и устанавливаются на берегах водохранилищ.
Место вступления на тройной створ обозначается путевыми огнями, буями
или опознавательными знаками. Задний знак тройного створа считается
ведущим. Тройные створы бывают различных типов.
Щелевые тройные створы
представляют собой белые деревянные сооружения высотой 13 м и
более. В ночное время они освещаются красными неоновыми трубками на
передних и боковых знаках и газосветными трубками зеленого цвета на
заднем ведущем знаке. Высота светящихся трубок 10
м.
Знаки
перспективного створа устанавливают на длинных прямолинейных участках
каналов на обоих берегах. Он имеет круглый металлический корпус высотой
1 м, окрашенный алюминиевой краской.
Перспективный створ
состоит из нескольких пар знаков (ночью — огней) оранжевого цвета,
установленных на разных берегах канала один против другого. Пара от пары
расположены на расстоянии 1 км. В ночное время створы
освещаются двусторонними фонарями с линзовыми комплектами светофорного
типа.
Прицельные
знаки перспективного створа устанавливают в конце створа на берегах
каналов в местах их изгибов там, где кончается прямолинейная трасса. Эти
знаки помогают выбрать верное направление движения судна.
Знак
представляет собой металлическую мачту высотой 12 м, на верху
которой ночью зажигается фонарь с оранжевым огнем. На грани мачты,
обращенной к оси канала, вертикально прикреплена десятиметровая неоновая
трубка, светящаяся красным огнем.
Светофоры
устанавливают на подходе к шлюзам на расстоянии 400—600 м от
головы шлюза. Они смонтированы на металлических мачтах и называются
светофорами дальнего действия. Кроме того, светофоры имеются и на башнях
голов шлюза, около ворот шлюза (светофоры ближнего действия).
Сигнализация производится днем так же, как и ночью, огнями: зеленым —
разрешающим и красным — запрещающим. Светофоры дальнего действия дают
судам сигнал на подход к шлюзу, к стенке и к палам (перед камерой) для
швартовки в ожидании шлюзования, но не на вход в камеру шлюза.
Для входа
в камеру шлюза и выхода из нее, а также для перехода из камеры в камеру
при шлюзовании в двухкамерных шлюзах дается соответствующий световой
сигнал светофорами ближнего действия.
Светофорами
оборудуются также паромные переправы и заградительные и аварийные
ворота, где светофоры вмонтированы в парапет или находятся на мачтах.
В
связи с тем что заградительные и аварийные ворота значительно сужают
судовой ход канала, на их бетонных стенах, дополнительно к светофорам,
располагают белые огни в виде судовых иллюминаторов.
|