Установка судна на подпорках.
Если на изготовление саней нет времени,
судно можно раскрепить подпорками, подложив под киль брусья-подкладки
сечением 250x250 мм. Верхние концы подпорок лучше упереть в привальный
брус, чтобы они не соскальзывали.
Подпорки могут упираться и в скулу
(обязательно напротив шпангоута); в этом случае надо проложить под них
клинья. Нижние концы подпорок закрепляют вбитыми в грунт колышками.
Чтобы каждую осень не тратить Время на
поиски подходящих брусьев, кольев и бревен, есть смысл изготовить
постоянные раздвижные стойки-подпорки из металлических труб диаметром
40—80 мм (желательно не слишком тяжелых).
Стойки можно сделать
телескопическими из двухчастен, вставляемых одна в другую или
соединяемых на муфтах, и просверлить в них отверстия по высоте для
фиксации высоты болтом.
В верхнюю часть металлической стойки
(рис. 128) вваривают штифт 2
диаметром 12—20 мм.
Затем из дерева изготовляют колпак-наконечник 4,
надеваемый на конец трубы 1; он должен поворачиваться на штифте на
некоторый угол для плотного прилегания к лекальной поверхности борта.
Наконечник надо обить мягкой тканью
3.
При установке опор и подкладок
необходимо учитывать прочность корпуса судна и отдельных его наружных
частей. Например, нельзя подкладывать брус под шпору руля — за зиму
катер просядет, и руль заклинится в подпятнике.
Подпорки во всех случаях
надо ставить на набор, лучше всего против переборок или усиленных
шпангоутов.
При тонкой обшивке между опорами и корпусом нужно проложить
обрезки досок, распределяющие давление на большую площадь.
Подкилевые брусья должны находиться под
местами расположения наибольших грузов — тяжелого двигателя, балласта и
т. п. Повторим — все подкладки и подпорки должны быть нагружены
равномерно, иначе корпус может прогнуться, появится водотечность.
Легкие лодки лучше укладывать днищем
вверх (рис. 129); иногда есть смысл
сделать для них стеллажи, может быть, даже в два-три яруса.
Подготовка лодки к зимовке.
Поднятое для зимнего хранения судно
надо сразу же вымыть снаружи и изнутри, начиная с подводной части, пока
она не успела подсохнуть.
Слизь, водоросли и ракушки снимают жесткой
щеткой, прочный слой ракушек -мелким песком. Район ватерлинии приходится
вытирать бензином или керосином, чтобы удалить с краски следы мазута и
масла.
Надводный борт обычно достаточно промыть мыльным раствором (один
кусок хозяйственного мыла и 400 г соды на 10 л воды) при помощи щеток.
Промытый борт следует насухо протереть ветошью, одновременно ободрав
отставшую краску и очистив пазы от выдавленной конопатки.
Тщательно убирают мусор и грязь из
внутренних помещений, прочищают шпигаты, а затем моют трюм под
cланями
(вывинтив предварительно сливную пробку), места хранения топлива и
различных запасов, камбуз, гальюн и т. п.
Мыть нужно щетками,
мыльно-содовым раствором до тех пор, пока не перестанет ощущаться запах
бензина, масла и гнили.
Бачки и цистерны, после того как из них
слиты вода и остатки горючего, надо очистить от шлама и слизи.
Прежде чем укрыть судно чехлом,
обеспечьте хорошую вентиляцию всех внутренних помещений и отсеков;
уберите полики, откройте все рундуки и шкафчики, люки, двери, жалюзи и
т. п.
Если есть возможность, входные двери и крышки люков лучше оставить
чуть приоткрытыми (подложив клинья-прокладки).
Уплотняющую резину на
люках, пробках и т. п. нужно промазать густым раствором мела.
Подвески, защелки и все другие
металлические части, оставляемые на судне, очищают от ржавчины и грязи и
смазывают тавотом или другой густой смазкой.
Хромированные и
никелированные детали покрывают аэрозольной жидкостью или тонким слоем
того же тавота.
Детали с резьбой, такие, как талрепы,
болты-задрайки, пробки, надо развинтить, очистить от ржавчины, смазать
тавотом с графитным порошком и снова собрать.
Здесь отметим лишь, что
обязательно надо спустить воду из системы охлаждения двигателя, закрыть
кингстон и заглушить выхлопную трубу, плотно укрыть моторный отсек от
попадания влаги.
Осушительный насос надо разобрать,
движущиеся части промыть в керосине, протереть и смазать маслом.
Судно, подготовленное к зимнему
хранению, надо еще раз тщательно осмотреть и определить степень износа
конструкций, чтобы зимой сделать некоторые детали и заготовки,
необходимые для ремонта.
Предыдущая
К содержанию
Следующая
|