Как определить нужный шаг
винта.
Ориентировочно шаг гребного
винта можно определить, зная среднюю величину относительного скольжения для данного типа судов и скорость лодки. Решение зависимости
H =
va\(n(1-s)
приведено на номограмме (рис. 218).
Для нашего примера точки
Vа = 3
м/с и п = 18 об/с на шкалах 1 и 2 соединяем прямой.
Точку
пересечения прямой с осью 3 соединяем с точкой
s = 0,26 (шкала 4), соответствующей среднему
значению скольжения для лодок данного типа.
Пересечение линии со шкалой
5 дает ориентировочный шаг винта Н = 0,223 м. Шаговое
отношение Н\D
=
0,223/0,355 = 0,63.
Следует учесть, что изменение
шага — единственная возможность согласовать гребной винт с лодкой и
двигателем в случае использования подвесного мотора.
Численные рекомендации для
наиболее популярных моторов мощностью 20—25 л. с. могут быть следующие.
Штатные винты, имеющие Н =
280÷300 мм, дают оптимальные результаты на сравнительно
плоскодонных лодках с весом корпуса до 150 кг и нагрузкой 1—2 чел.
На еще более легкой лодке
весом до 100 кг можно получить прирост скорости за счет увеличения Н
на 8—12%.
На более тяжелых глиссирующих
корпусах, на лодках, имеющих большую килеватость днища, и при большой
нагрузке (4—5 чел.) шаг винта может быть уменьшен на 10—15% (до 240—220
мм), но использовать такой винт при поездке без пассажиров (с малой
нагрузкой) не рекомендуется: двигатель будет «перекручивать обороты» и
быстро выйдет из строя.
При установке подвесного
мотора на тихоходной водоизмещающей шлюпке рекомендуется применять трех-
и четырехлопастные винты с соотношением Н/D
не менее 0,7.
Изготовить модель для изготовления
винта нужных размеров можно, пользуясь рекомендациями совета 261; при
этом ширину лопасти и профиль ее поперечного сечения сохраняют такими
же, как и на штатном винте мотора.
Предыдущая
К содержанию
Следующая
|