На корне лопасти 3
эксцентрично относительно оси ее вращения расположен штифт 4,
который входит в паз на свободно вращающемся внутри ступицы кольце 5.
При вращении кольца штифт получает небольшое перемещение вдоль Оси
винта, лопасти поворачиваются, увеличивая или уменьшая шаг.
На кольце 5
нанесена шкала, по которой можно контролировать значение шага. В
конструкции предусмотрено стопорное устройство, предотвращающее
самопроизвольное вращение кольца.
Винт
регулируемого шага.
Винт этого типа (рис. 220,
а), сокращенно называемый ВРШ, позволяет не только корректировать
шаг, но и изменять скорость лодки от максимальной до «Стоп», а также
давать передний и задний ход, без применения реверсивной или
разобщительной муфты — только за счет соответствующего поворота
лопастей.
ВРШ позволяет идти самым малым ходом без опасения, что
двигатель заглохнет, всегда иметь наиболее выгодный шаг, обеспечивающий
экономичную работу двигателя.
Лопасти ВРШ поворачиваются с
помощью дистанционного устройства так же, как и на мультипитче, но на
больший угол.
Устройство, показанное на
рис.
220, б, имеет штангу 2, которая проходит внутри
гребного вала 11 и может двигаться вдоль его оси. Зубчатая рейка на
конце
Рис. 220. Режимы работы ВРШ (а) и устройство ВРШ с подвижной
зубчатой рейкой (б).
1 —
лопасть; 2 — штанга; 3 — сектор;
4 — рукоятка с фиксатором; 5 — неподвижное кольцо; 6 —
вращающееся кольцо; 7 — фланец муфты; 8 — траверза,
соединенная со штангой 2; 9 — тяга; 10 — соединительная
планка; 11— гребной вал.
штанги входит в зацепление с
шестернями на корнях лопастей. Таким образом поступательное движение
штанги преобразуется во вращательное, разворачивающее лопасти 1 на
нужный угол.
Как замерить шаг винта.
Положите винт на стол или ровную плиту
так, чтобы выпуклые поверхности лопастей были обращены вверх
(рис. 221, а).
Найдите на
конце одной из лопастей наиболее удаленную от центра ступицы точку а
и соедините ее с центром прямой линией.
Расстояние Оа равно
радиусу винта R,, а
длина окружности, описываемой концом лопасти при вращении, С = 2лR = 6,28R. Для удобства вычисления С заметим, что 2
л
= 44 / 7.
Возьмите теперь прямую рейку
или линейку и отложите на ней размер С.
Подвинув винт концом лопасти к
краю стола (линия Оа должна быть перпендикулярна кромке стола),
плотно приложите к нижней поверхности лопасти линейку, как показано на
рисунке.
С помощью чертежного угольника снимите размеры
b
и
d.
Разность их и будет равна шагу
винта: d
—
b = Н.
Рекомендуется сделать эти
замеры для всех лопастей. Как правило, значения шага оканчиваются на 0
или 5 мм. Это следует иметь в виду при незначительных расхождениях в
полученных цифрах.
При другом способе, дающем
большую точность, в отверстие ступицы с кормового торца забивается
пробка и в ее центр вставляется игла острием наружу
(рис. 221, б)
Положив винт на лист
фанеры, накалывают центр и очерчивают пробку карандашом. Убрав винт,
циркулем прочерчивают из отметки центра дугу окружности с радиусом
r, равным 0,6r.
Затем
снова ставят винт на место и с помощью угольника снимают размеры
e
и
f. При этом
ребро угольника должно размещаться на дуге; его положение отмечается
рисками А и Б.
Сняв винт, соединяют эти отметки с центром
и замеряют с помощью транспортира центральный угол ß. Шаг винта будет
равен
Н=(360\ß)(e – f)
Часто необходимости в
замере
шага нет: его значение выбито на ступице (если имеются две цифры, то
первая обозначает диаметр, вторая — шаг).
Предыдущая
К содержанию
Следующая