Паруса на байдарке
„Салют".
Приводятся эскизы (рис.271, 272 —
для трехместной байдарки «Салют») вооружения, изготовленного и
опробованного туристом Б. Барканом на озерах и реках Карельского
перешейка.
Мачта (рис.
271) состоит из трех дюралюминиевых труб диаметром 30 мм,
собранных на соединительных втулках; у топа мачты в трубе сделан вырез,
в котором на осях закреплены два шкива для грота-фала и стаксель-фала.
Топ заканчивается деревянной пробкой с вставленным в нее вымпелом. На
расстоянии 500 мм от шпора на мачте неподвижно крепится бугель со штырем
— подпятником гика.
Мачта пропускается через пяртнерс—планку с вырезом,
которая крепится к шверц-балке и надевается на степс. Стоячего такелажа
нет. Роль штага выполняет стаксель-фал.
Гик составляют из двух дюралюминиевых
трубок диаметром 20 мм, глушат с носа деревянной пробкой, а другим
концом свободно надевают на штырь бугеля. Гик поворачивается вместе с
мачтой.
Грот крепится к мачте и гику на
пластмассовых кольцах от оконных занавесок.
Поперечная шверц-балка собирается из
брусков сечением 25x50. Между верхними и нижними брусками по концам
вырезают пазы по форме закладных болтов, которые служат осями поворотных
шверцев. Для фиксации положения шверцев служат гайки-барашки.
К
фальшборту шверц-балка крепится при помощи двух согнутых под прямым
углом шпилек с гайками-барашками на расстоянии 100—150 мм в корму от
мачты.
Дюралюминиевые шверцы должны свободно
вращаться на болтах; деревянные (из бакфанеры) затягиваются настолько,
чтобы они не всплывали: откидывающиеся шверцы помогут избежать поломок,
сбрасывают зацепившиеся водоросли.
Парус на резиновой
лодке.
Надувную резиновую лодку (даже
маленькую, например с габаритами 2200x1000 мм) тоже можно превратить в
парусную.
На ней не удается установить мачту обычного типа, поэтому
применяют парусное вооружение, несколько напоминающее латинское.
Стоячий такелаж отсутствует. Рангоут
(рис. 273) состоит из базовой
трубы-поперечины 15, двух трубок 7 (собственно мачты) и рея
4.
Базовая труба диаметром 25—30 мм
вставляется в уключины 14. Затем к ее концам винтами 13
(М5) крепят нижние концы трубок 7 сдвоенной Л-образной мачты, верхние
концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным
винтом 16 с гайкой 17.
Трубки, образующие мачту и рей,
имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из дюралюминиевых лыжных
палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку 5
длиной 200 мм удобно поставить как раз в месте соединения рея с
мачтой.
На верхнем конце рея устанавливают блок
6 для фала; своим нижним концом рей крепится к резиновой петле 2
на носу лодки при помощи мочки (скобы) 3.
Петля представляет
собой круг из листовой резины толщиной 5 мм, диаметром 60 мм; нижнюю
часть круга приклеивают к корпусу 1 лодки, а в верхней, свободно
отгибаемой половине делают отверстие для мочки.
Рей наклонен под углом 60° (меньший угол
ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление
рея на корпус лодки).
Размеры трубок зависят от длины лодки.
Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние
а до базовой трубы, продетой через уключины.
Затем можно вычислить длину трубок мачты
по формуле
Lм=
(√ а*+(b2\4))
+ 100 мм,
где Ь — расстояние между
уключинами по базовой трубе.
Длина рея зависит от выбранной
центровки. При центровке 10% длину рея можно вычислить по формуле
Lр = 1,8
а. Место крепления рея к мачте находится на расстоянии а
от нижнего его конца.
Шверцы 11 изготовляют из дюралюминия
толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубы, выступающие ва борта
лодки.
Деревянные щеки-накладки 10 толщиной 10 мм (из фанеры или
доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их поворота к ДП.
Положение шверцев по длине базовой трубы фиксируется надеваемыми на нее
кольцами 12 из трубы большего диаметра; кольца стопорятся винтами
8 и гайками 9 (М5).
Парус представляет собой равносторонний
треугольник, вершина (фаловый угол) которого сдвинута к носу
относительно оси базовой трубы на размер С=(6÷12%)Lш.
Длина каждой шкаторины
Lш = 1,7
а.
Удобно использовать парус Люнгстрома,
позволяющий увеличить площадь парусности на полных курсах вдвое.
О
внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия п-пг)
пришивают ликтрос, к которому крепятся сегарсы или сезни. Ими
закрепляют парус. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы.
Шкоты
заводятся в люверс шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла
используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой
петлей.
Рулем служит весло, продетое в резиновую
уключину, закрепленную в корме.
Предыдущая
К содержанию
Смотреть все книги с сайта
Смотри на предыдущей странице:
Что нужно знать о парусе
Как выбрать парус
Аварийный шпринтовый парус
Парус для гребной лодки.
Паруса на «Казанке»
|