г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 
Главная  /  Книги  /  300 советов  /  Что нужно знать о парусе
 

Парус на лодке.

Что нужно знать о парусе.

На современных парусных судах применяются косые, т. е. несимметричные паруса, расположенные по одну сторону от мачты (в отличие от прямых парусов, которые ставились на реях, поднимаемых на мачте за середину).

Такие паруса работают подобно крылу самолета, подводному крылу и лопасти гребного винта: при обтекании паруса потоком воздуха на его подветренной стороне (выпуклой) создается разрежение, на наветренной (вогнутой) — повышенное давление.

Суммарное действие этих давлений может быть приведено к результирующей аэродинамической силе А (рис. 266), которая раскладывается на силу тяги Т, движущую яхту вперед, и силу дрейфа D, сносящую яхту в подветренную сторону.

Парус при движении лодки при ветре.При ходе курсом бейдевинд — под острым углом к встречному ветру (на гоночных яхтах этот угол составляет 35°) сила дрейфа вчетверо превышает силу тяги; при направлении ветра, перпендикулярном борту яхты (галфвинд), они примерно равны и только при попутном ветре (фордевинд) сила дрейфа практически отсутствует.

Поэтому мало поставить на лодку парус, нужно еще позаботиться о том, чтобы корпус эффективно противодействовал силе дрейфа, иначе судно будет не столько идти вперед, сколько двигаться лагом — боком.

На днище или на скулах парусной лодки закрепляют дополнительные кили, навешивают доски-ш в е р ц ы на борта или оборудуют подъемный киль — ш в е р т, убирающийся в колодец внутрь корпуса, когда парус не используется или лодка идет по мелководью.

Другое побочное действие парусов — это крен судна под действием силы D, которая приложена к парусу на достаточно большой высоте.

При внезапном усилении ветра лодка может чрезмерно наклониться и зачерпнуть бортом воду либо опрокинуться. Для противодействия этому на яхтах устраивают тяжелый балластный киль, глубоко опущенный под воду, а корпуса делают закрытыми (запалубленными) и относительно широкими.

Ясно, что на обычной лодке иных обводов, не рассчитанной на установку парусов и не имеющей балластного киля, применять паруса такой же площади, как на яхте сравнимых размеров, нельзя.

 
 
 
О карасе
 
Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Наконец, еще одно обстоятельство. Так как сила дрейфа D приложена к парусам, а сила противодействия ему Rд — к корпусу лодки, их положение друг относительно друга по длине должно быть определенным образом согласовано, чтобы не возникал момент, разворачивающий судно на ветер («приводящий») или под ветер («уваливающий»).

Обычно центр парусности ЦП располагается впереди центра бокового сопротивления ЦБС (центра тяжести боковой проекции подводной части корпуса с рулем и килем) на величину, равную 5—12% длины корпуса по ватерлинии. Эта величина зависит от типа парусов, обводов корпуса, конфигурации килей.

Чтобы не нарушить эту согласованность, произвольно менять положение мачты и киля или очертания парусов относительно показанных на чертеже нельзя.

В принципе при самостоятельном оборудовании гребной или моторной лодки парусами киль-плавник или шверцы устанавливают обычно в районе мачты (от мачты в корму) и так регулируют его положение по длине, чтобы лодка под парусом имела легкое стремление приводиться; если она будет уваливаться — это опасно.

 Как выбрать парус.

 Мысль поставить парус, как правило, приходит тогда, когда ветер достаточно силен и потому опасен, так как может опрокинуть лодку с чрезмерно большим парусом. Существует простая формула для подсчета площади парусности, безопасной для данной лодки:

 А = (1÷1,3)Lм2,

 где L, и В соответственно длина и ширина лодки по ватерлинии в метрах.

Для открытых гребных лодок с высотой надводного борта в грузу не менее 0,3 м, а также для лодок, имеющих «опалубку»—узкую палубу вдоль бортов, берется большая величина, т. е. применяется коэффициент 1,3.

Если лодка слишком валкая, относительно узкая (отношение длины к ширине L : В > 3,5) или имеет меньшую высоту надводного борта, следует ограничиться нижним пределом, т. е. просто принять А = L*В.

Не следует копировать высокоэффективные паруса современных спортивных яхт — они хороши лишь на специально спроектированных для плавания под парусами корпусах.

Парус на моторке лучше сделать шпринтовым прямоугольным — на диагональной распорке (см. ниже рис. 267) или рейковым (см. рис. 268).

Эти паруса наиболее просты в постановке и управлении, рангоут для них требуется легкий и короткий, благодаря чему все вооружение может быть уложено в лодку.

Аварийный шпринтовый парус.

Более крупные и остойчивые лодки, на которых по расчету можно поставить парус площадью 8—10 м2, лучше вооружить не одним, а двумя парусами — гротом и стакселем.

Парусное вооружение для лодки.

Это позволит повысить остойчивость лодки при ходе под парусами (по сравнению с одним парусом той же площади) и уменьшить вес рангоута, облегчит управление в свежий ветер.

Площадь переднего паруса (стакселя) обычно составляет 1/3 от общей расчетной площади.

Чтобы мачту не сломало усилием ветра, который давит на сравнительно большую площадь парусов, ее надо раскрепить растяжками — двумя бортовыми (вантами) и одной носовой (штагом).

 Аварийный шпринтовый парус.

 Соорудить простейший парус в случае необходимости можно, используя любое подходящее полотнище (тент, простыню и т. п.), весло и отпорный крюк.

Самый простой и надежный вариант — парус шпринтового типа (рис. 267): на извилистой реке, например, придется идти не только с попутным ветром, но и под углом к нему, вплоть до бейдевинда, поэтому такой косой парус оказывается более эффективным, чем прямой с горизонтальным реем, подвешенным за середину.

Растяните полотнище по веслу, крепко привяжите  к нему шнуром верхний и нижний углы будущего паруса.

Второй верхний угол нужно привязать к отпорному крюку или другому подходящему шесту. Нижний конец крюка (шеста) упирается в мачту, поэтому на ней нужно сделать петлю; высоту, на которой завязывается эта петля, уточните по месту.

Остается привязать к свободному нижнему углу паруса прочную веревку—шкот, и парус можно ставить (как привязать веревку к полотнищу — см. совет 139).

Хорошо, если для крепления мачты-весла в поперечной банке на носу лодки сделано специальное гнездо; в противном случае мачту придется привязать к сиденью.

На ходу под парусом все грузы должны быть надежно закреплены и для повышения остойчивости расположены как можно ниже.

Пассажирам нельзя сидеть на банках и креслах. Садитесь на дно (на пайол, слани); обязательно располагайтесь с наветренного борта, т. е. с той стороны лодки, откуда дует ветер.

Шкот держите в руках, отпуская — потравливая его при порывах ветра. Если парус нужно убрать, выдерните распорку-крюк из петли на мачте, площадь паруса сразу уменьшится вдвое, с ним легче будет справиться.

Для управления лодкой второе весло используйте в качестве рулевого.

 Парус для гребной лодки.

 На шпоновой лодке «ШПШ-ЗМ», например, можно установить парус (рис. 268) площадью не более 3,7• 1 = 3,7 м2.

Мачту 1, реек 2 и гик 3 круглого сечения надо выстрогать из двухдюймовых досок, которые не должны иметь сучков. Концы рейка и гика можно сделать немного тоньше.

Мачта проходит через вырез накладки (пяртнерс) на переднем сиденье и нижним концом (шпором) вставляется в гнездо—степс, закрепленное к килю лодки. Мачта ничем не раскрепляется.

Рейковый парус, сшитый по показанным на рисунке размерам, пришнуровывают за люверсы (см. стр. 80) к рейку и гику (иногда реек и гик просто вшивают в верхнюю и нижнюю кромки — шкаторины паруса).

Гик крепят концом к мачте с помощью любого шарнира, обеспечивающего ему подвижность в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В простейшем случае его можно привязать к мачте.

Реек петлей крепится к раке-бугелю (кольцо с крюком), который свободно скользит по мачте. Реек вместе с парусом поднимается при помощи растительного троса—фала, закрепленного за скобу на рейке и пропущенного через ролик (шкив) на верхнем конце мачты (в простейшем случае — просто отверстие в мачте).

Управляется парус гика-шкотом 4; его можно закрепить на киле и пропустить через блок, подвешенный на конце гика.

Для противодействия дрейфу снаружи на днище лодки надо поставить плавник из доски толщиной 20— 25 мм; закрепить его можно прямо через киль лодки.

 Паруса на „Казанке".

 Для мотолодки «Казанка» допустимая площадь парусности составляет S = 1,3*4,5*1,2 = 7 м2; из них на грот приходится 5,2 м2, а на стаксель 1,8 м2 (рис. 269).

Парус на Казанке.

Мачту (диаметром 60 мм), установленную в пяртнерсе и степсе перед переборкой багажника, надо раскрепить двумя вантами и штагом из растительного (диаметром 10 мм) или стального (диаметром 3 мм) троса. С помощью мягких талрепов (оттяжек из прочного шнура) ванты и штаг натягиваются втугую; они должны надежно фиксировать положение мачты в диаметральной плоскости с небольшим (5—7°) наклоном в корму.

Грот на «Казанке» поднимается за реек, как и в вышерассмотренном случае, а для подъема стакселя придется заводить отдельный стаксель-фал, который пропускается через блок, закрепленный петлей у топа мачты спереди. Передняя кромка (шкаторина) стакселя скользит по штагу проволочными раксами-карабинами, пришитыми на расстоянии 400—600 мм один от другого.

Управляется стаксель двумя шкотами, закрепленными за люверс шкотового угла и проведенными побортно через кольца или скобы позади вант.

Фалы грота и стакселя крепят к уткам на мачте. Задняя шкаторина грота поддерживается двумя латами — тонкими деревянными планками, вставленными в специально сшитые для них мешочки — латкарманы. Латы не дают задней шкаторине грота загибаться; благодаря этому увеличивается тяга паруса.

Плавник на днище лодки лучше делать съемным — закрепить двумя болтами М10.

Предыдущая      К содержанию         Следующая

 

 Далее:

   Паруса на «Прогрессе».

   Паруса   на   байдарке  «Салют»

   Парус   на   резиновой   лодке

Еще о парусах:

1. Как выбрать ткань и сшить парус.

2. Использование паруса(паруса и оснастка, повороты, размеры). Глава XIII. § 61.

3. Как сшить паруса для малой лодки.

4. Парус для надувной лодки.

5. Доска под парусом. Виндсерфинг.

6. Снаряжение туриста-водника. Разборные парусные суда.

7. Надувные лодки. Конструкции, изготовление.

 

 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Установка датчика эхолота Сом отомстил рыболову
   
   
   

Более 100 узлов и петель

О кружках и жерлицах

   
   
   
Неисправности мотора Вихрь Учебник по судовождению
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024