Если опробовать мотор приходится зимой
или вдали от воды, можно воспользоваться бочкой, навесив на ее край
мотор и заполнив ее водой так, чтобы кавитационная плита погрузилась в
воду на 50—100 мм.
Задний ход в этом случае лучше не включать, чтобы не
повредить гребной винт.
На рис. 161
показано простое приспособление для подачи воды в систему
охлаждения мотора «Ветерок», которое позволяет заводить мотор «всухую»,
прямо на стойке.
Оно состоит из штуцера / с резиновой трубкой 2,
присоединенного к приемной трубке водяного охлаждения 4 винтом
3, крепящим защитную сетку.
Из бачка, установленного выше уровня
водяной помпы (на 300— 400 мм выше кавитационной плиты 5), вода по
трубке 2 поступает в систему водяного охлаждения. Мотор
запускается, конечно, без винта.
При соответствующем сечении трубки
(диаметр 6—8 мм для «Ветерка») обеспечивается совершенно нормальный
тепловой режим работы двигателя.
Полный газ при обкатке.
Не думайте, что обкатка заключается в
эксплуатации мотора только на малых и, в крайнем случае, средних
оборотах.
Следует давать ему и скоростные, и силовые нагрузки, но
обкатку под нагрузкой нужно начинать лишь после того, как мотор не менее
часа проработал на средних оборотах, и производить ее в режиме
переменных оборотов (например, с 5-минутными интервалами на 15 сек
включать полные обороты).
Не забудьте: топливная смесь при обкатке
составляется с удвоенным против обычного количеством масла (пропорция 1
: 10).
Двигатель может зимовать на катере.
Именно зимой, когда двигатель довольно
долго пребывает в полном покое, возможны коррозия некоторых его частей,
разрыв различных полостей при «размораживании», отсыревание проводки и
др.
Лучше всего, конечно, снять двигатель с судна и поставить на
консервацию в помещение с постоянной положительной температурой. Но, с
другой стороны, всякая разборка сопровождается нарушениями пригонки
приработанных деталей.
Недаром же многие механики утверждают, что если
по истечении гарантийного срока двигатель работает хорошо, то не следует
спешить с профилактическим ремонтом.
Если принять необходимые меры,
двигатель безопасно может зимовать и на судне. Подняв катер из воды и
установив его на кильблоки, откройте приемный кингстон системы
охлаждения. Спустите воду из двигателя, холодильника и всех других
систем.
Разъедините трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом
водяного охлаждения, и отогните их так, чтобы разъем оказался в самой
низшей точке: это необходимо для стока остатков воды и возможного
конденсата.
Если в системе охлаждения имеется
участок, из которого невозможен свободный сток воды (например, колено
трубопровода), то в его самой низшей точке нужно вмонтировать спускную
трубку с прокладкой из паронита, клингерита или свинца.
Удалите всю воду из корпуса катера,
затем насухо протрите тряпкой все стены моторного отсека, включая
потолок. Откройте помещение моторного отсека и запустите двигатель на
полные обороты.
Пусть он работает две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечных пространств, после чего перекройте горючее.
Пусть двигатель
выработает горючее из карбюратора и самостоятельно остановится.
Дождитесь, когда двигатель остынет до
состояния «теплый», протрите его сухой тряпкой, укройте чехлом, а затем
еще раз протрите конденсат с бортов и подволока, чтобы помещение и
двигатель были совершенно сухими.
Если этого не сделать, в"моторном
отсеке во время морозов появится иней, который способствует коррозии.
Закройте кингстон, поставьте деревянную
пробку (заглушку) в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы,
если таковой имеется. Это исключит доступ влаги в двигатель в ненастную
погоду.
Плотно закройте помещение моторного отсека, а входной люк или
палубу накройте чехлом. Выполнив все эти требования, вы сможете весной
без особого труда «оживить» двигатель.
Не забудьте ослабить дейдвудный
сальник, снять гребной винт и защитить конус под винт на валу от
коррозии и повреждений.
Аккумуляторные батареи надо хранить в
сухом отапливаемом помещении при положительной температуре, щелочные —
разряженными, а кислотные, наоборот, полностью заряженными (иначе они
сульфатируются).
Предыдущая
К содержанию
Следующая |