г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 
Главная  /  Книги  /  300 советов  /  Как выбрать мотор
 

Как выбрать мотор.

Зная мощность и скорость, на которые рассчитана ваша лодка, нетрудно правильно подобрать мотор. При самостоятельном же выборе следует принять во внимание следующие соображения.

Во-первых, чтобы лодка достигла определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.

Для тяжелых водоизмещающих лодок, которые обычно ходят со скоростью 9—18 км/ч, достаточна мощность в 1,5—3 л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для данной скорости — об этом см. стр. 230).

На водоизмещающей лодке длиной 4—5 м практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося экономичностью, бесшумной работой.

На такую лодку длиной 5—7 м лучше поставить уже «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится плохо управляемым.

Если речь идет о быстроходной глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее — нагрузка — приобретает гораздо большее значение (об этом говорилось в I разделе) и его нужно подсчитать поточнее.

Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего (стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на 25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы вывести судно на глиссирование.

Второе, что нужно иметь в виду, это безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса.

Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано далее — на стр. 169.

Наконец, большая мощность — это и большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе, всегда будет меньше.

Не забывайте и о весе самого мотора: одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое — «Вихрь» или даже «Нептун».

До того как наша промышленность освоила выпуск 20—25-сильных моторов, многие любители ставили на своих лодках по два 10-сильных. Сейчас такие комбинации встречаются реже, а между тем смысл в них имеется.

Судите сами: две «Москвы» или два «Ветерка-12» имеют мощность не меньше, чем у «Вихря», стоят примерно столько же, весят вместе немного больше. Зато каждый мотор в отдельности (а для обслуживания именно это имеет значение) весит гораздо меньше.

По расходу топлива проигрыш получается незначительный, да и то лишь в том случае, если в спаренной установке постоянно работают оба мотора, а ведь есть возможность использовать их и поодиночке.

Последнее особенно целесообразно в дальнем походе, так как при неисправности одного мотора всегда будет гарантирована возможность добраться, по крайней мере, до ближайшего населенного пункта на другом.

Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).

 
 
 
О карасе
 
Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Допустимая мощность подвесного мотора.

Любители большой скорости нередко считают допустимой ту мощность, которую имеет самый мощный из имеющихся в продаже моторов.

Необходимо использовать более разумные критерии, основанные на соображениях безопасности.

По американским стандартам ВIА исходя из условий безопасности плавания наибольшая мощность устанавливается в зависимости от произведения наибольшей длины Ь на наибольшую ширину лодки по транцу Втр (подразумевается, что соотношение этих величин выбрано в соответствии с требованиями остойчивости):

              См. таблицу.

Мощность мотора и длина лодки.

Следует, однако, подчеркнуть, что для легкой и узкой плоскодонной лодки, такой например, как «Казанка», и эта мощность может оказаться небезопасной при управлении малоопытным водителем.

В подобных случаях правила ВIА рекомендуют устанавливать подвесной мотор вдвое меньшей мощности, чем определено выше.

Оценка мощности двигателя по числу оборотов.

При эксплуатации на катере конвертированного автомобильного двигателя при номинальной мощности моторесурс его будет вдвое меньше, чем при мощности, сниженной всего на 20%.

Иными словами, не допускайте без крайней необходимости работы двигателя на мощности выше 80% номинальной.

Мощность, развиваемую двигателем, можно оценить по числу оборотов коленчатого вала с помощью паспортных диаграмм либо по приводимой табл. 8 (данные соответствуют мощности, развиваемой новым двигателем).

Соответствие мощности числу оборотов.

При эксплуатации двигателя на катере значения мощности, выделенные жирным шрифтом и подчеркнутые превышать не рекомендуется.

Режим эксплуатации мотора.

Чтобы подвесной мотор работал долго и надежно, нужно систематически ухаживать за ним.

Рекомендуется завести специальную памятку, в которой отмечается, сколько часов отработал мотор за каждый день, что сделано, что и когда нужно не забыть сделать (примерная форма показана в табл. 9).

Зазор свечей.

Примерная форма памятки по регламентным работам.

 Важно соблюдать правильный — в соответствии с инструкцией по эксплуатации — режим работы мотора.

Не рекомендуется длительное время эксплуатировать мотор на максимальных оборотах; периодически (примерно через 30—60 мин) следует на 2—3 мин сбрасывать обороты до средних.

Все изменения в режиме работы двигателя надо осуществлять плавно, чтобы не допускать чрезмерных перепадов температуры в стенках гильз и головках цилиндров.

Например, сбрасывать газ с полного на малый нужно в течение 1—1,5 мин; перед остановкой следует охладить двигатель, дав ему холостой ход в течение 1,5—2 мин при повышенных оборотах (3000—3500 об/мин).

Подобным же образом до включения переднего хода после запуска мотора нужно прогреть его на холостом ходу (2—3 мин).

Предыдущая      К содержанию         Следующая

 

 

 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Установка датчика эхолота Сом отомстил рыболову
   
   
   

Более 100 узлов и петель

О кружках и жерлицах

   
   
   
Неисправности мотора Вихрь Учебник по судовождению
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024