Как выбрать мотор.
Зная мощность и скорость, на которые рассчитана ваша лодка, нетрудно
правильно подобрать мотор. При самостоятельном же выборе следует принять
во внимание следующие соображения.
Во-первых, чтобы
лодка достигла
определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то
определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.
Для тяжелых водоизмещающих лодок,
которые обычно ходят со скоростью 9—18 км/ч, достаточна мощность в 1,5—3
л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для
данной скорости — об этом см. стр. 230).
На водоизмещающей лодке длиной 4—5 м
практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося
экономичностью, бесшумной работой.
На такую лодку длиной 5—7 м лучше
поставить уже «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на
случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится
плохо управляемым.
Если речь идет о быстроходной
глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее — нагрузка —
приобретает гораздо большее значение (об этом говорилось в
I разделе) и его нужно подсчитать поточнее.
Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес
экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его
можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего
(стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на
25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы
вывести судно на глиссирование.
Второе, что нужно иметь в виду, это
безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может
опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса.
Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте
лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано далее — на
стр. 169.
Наконец,
большая мощность — это и
большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости,
расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе,
всегда будет меньше.
Не забывайте и о весе самого мотора:
одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое — «Вихрь»
или даже «Нептун».
До того как наша промышленность освоила
выпуск 20—25-сильных моторов, многие любители ставили на своих лодках по
два 10-сильных. Сейчас такие комбинации встречаются реже, а между тем
смысл в них имеется.
Судите сами: две «Москвы» или два «Ветерка-12»
имеют мощность не меньше, чем у «Вихря», стоят примерно столько же,
весят вместе немного больше. Зато каждый мотор в отдельности (а для
обслуживания именно это имеет значение) весит гораздо меньше.
По расходу
топлива проигрыш получается незначительный, да и то лишь в том случае,
если в спаренной установке постоянно работают оба мотора, а ведь есть
возможность использовать их и поодиночке.
Последнее особенно
целесообразно в дальнем походе, так как при неисправности одного мотора
всегда будет гарантирована возможность добраться, по крайней мере, до
ближайшего населенного пункта на другом.
Запасной мотор на лодке в дальнем
плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой
маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).
|