К занятиям бегом можно возвратиться и
после специальных упражнений. В этих случаях скорость и дистанция бега
будут большими, чем во вводной части урока. Во время бега следует время
от времени делать рывки. Наконец, в заключительной части занятия
проводят мерный бег, постепенно замедляющийся, переходящий в ходьбу.
Специальные гимнастического типа
упражнения, включаемые в занятия с футболистами, проводятся во второй
части урока.
Продолжительность этой части — 25—35
мин. (смотри указания к составлению и проведению урока).
В первых занятиях количество упражнений
и интенсивность их выполнения должны быть невелики. Постепенно, с каждым
занятием, не увеличивая времени, отводимого на специальные упражнения,
их объем увеличивают. Перерывы для отдыха между упражнениями уменьшают с
таким расчётом, чтобы постепенно дойти до почти беспрерывного выполнения
упражнений. Беспрерывное проведение упражнений возможно только при
правильном их чередовании, дающем возможность отдыхать тем группам мышц,
которые интенсивно работали в предыдущем упражнении и нуждаются в
отдыхе. Например, после упражнений в приседаниях будет правильным
непосредственный переход к упражнениям для мышц рук.
Как правило, упражнения, связанные с
резкими маховыми движениями, упражнения силовые и на растягивания,
проводят лишь после того, когда занимающиеся уже хорошо разогрелись.
В каждом занятии проводят упражнения,
общие для всех занимающихся, и, кроме того, специальные упражнения с
учётом индивидуальных особенностей отдельных игроков. После 20 — 25
минут общих упражнений для всех, отводят 5—10 минут упражнениям на
выправление недочетов в физическом развитии того или другого игрока.
Например, если у игрока слабо развиты икроножные мышцы, то для него
подбирают специальные упражнения, которые он и проводит после общих
упражнений для всей группы занимающихся.
Такими индивидуальными специальными
упражнениями должны быть охвачены все занимающиеся.
Упражнения не следует часто менять.
Подновлять комплекс упражнений следует в каждом занятии на 15—20°.
Прыжки, связанные с преодолением
малых препятствий (например, гимнастической скамейки), проводят на бегу
«потоком», один за другим. Прыжки в длину и в высоту в зале желательно
проводить при наличии у занимающихся резиновых туфель. Местом
приземления служат гимнастические маты. Большую пользу приносят прыжки с
доставанием подвешенного мяча головой, ногой (для вратаря — руками).
Иногда следует придавать прыжковым упражнениям характер соревнований,
выявляя лучших по определённому виду прыжка.
Прыжки со скакалкой следует проводить в
каждом уроке. Лучше всего заниматься прыжками со скакалкой после
специальных упражнений.
Дозировка упражнений различного типа
должна соблюдаться точно по часам или по количеству исполнений.
В некоторых уроках за счёт расширения
второй части целесообразно включать упражнения с набивным мячом.
Техника футбола. При наличии в зале защищенных окон и световых
точек, можно проводить упражнения и с мячом. В зависимости от размеров
зала, одновременно могут заниматься 5—7 человек. Если в группе 20—24
человека, то упражнения с мячом проводят в 3 смены следующим
образом: 1-я смена работает 1—3 минуты, 2-я и 3-я отдыхают; 2-я
смена работает 2—3 минуты, 1-я и 3-я отдыхают, и т. д.
Разбивка на смены и подбор упражнений
зависят от размера зала и количества мячей.
Руководитель занятия должен обращать
особое внимание на строгое соблюдение порядка и очередности
занимающихся. Сильные удары в зале должны быть категорически запрещены.
Однако, если есть сетка, подвешенная на короткой стене зала, то после
ряда предварительных тренировочных занятий можно тренировать и
вырабатывать сильные удары.
Практические упражнения с мячом проводят в виде
различных игр соревновательного характера, воспитывающих у игроков
понимание правильной передачи, «открывания» и «закрывания». Эти игры
проводят посменно, при строжайшем соблюдении дисциплины.
В уроки может быть включен также
«волейбол головой» и баскетбол. Вратари тренируются вместе со всеми, а
если есть сетка, то играют в «воротах».
Упражнения с мячом заполняют собой всю
третью часть урока.
Теоретические занятия проводят по
теоретическому разделу комплекта ГТО, по правилам и тактике футбола,
по гигиеническим основам тренировки и другим разделам типовой
(государственной) программы. Теоретические занятия должны быть заранее
хорошо подготовлены.
Примерный урок, проводимый в зале, в середине подготовительного
периода.
Построение. Расчет. Перестроения из одной шеренги в две.
Повороты на месте.
Ходьба: обыкновенная, постепенно
переходящая в спортивную, затем в мерный ритмичный бег и, наконец, снова
в обыкновенную ходьбу.
Упражнения на ходу: а) ходьба на
носках; б) ходьба с отведением рывком назад рук, согнутых в локтях (на
каждый первый и второй шаг) и прямых — на третий и четвертый; в) ходьба
на пятках; г) ходьба с попеременным выбрасыванием прямых рук вперед,
вниз и вверх (пальцы сжаты в кулаки). При постановке вперед правой ноги
левая рука выносится снизу-вперед, вверх и назад, одновременно правая
рука проделывает обратный путь; д) ходьба на наружном крае стопы; е)
ходьба с поочередным выбрасыванием прямой ноги вперед и вверх.
Обыкновенная ходьба.
Упражнения на месте: а) изучение
вольных движений комплекса ГТО; б) ноги на ширине плеч, правая рука в
полусогнутом положении поднята вверх над головой, полусогнутая левая
опущена вниз и за спину. На три счета, с рывками рук, корпус наклоняется
влево, на четыре—исходное положение. Тоже, с переменой рук, — вправо; в)
ноги расставлены в стороны несколько больше, чем на ширину плеч. На два
счета— глубокие пружинящие приседания, на третий и четвертый — наклон
корпуса вперед и вниз, пальцами рук коснуться пола как можно дальше за
пятками, не сгибая ног в коленях; г) быстрыми поочередными
переступаниями носками и пятками развести ноги как можно шире в стороны,
затем таким же образом свести их вновь; д) поочередное выбрасывание
прямой ноги как можно дальше вперед и вверх, в сторону и вверх (можно с
маха); с) стоя спиной к стене в полуметру от нее, с поднятыми вверх
руками, максимально прогнуться назад с опорой руками о стену; ж) сидя на
полу, ноги широко разведены, руки в стороны, наклон корпуса вперед с
поворотом влево, правой рукой достать до пола, как можно дальше за
носком левой ноги. То же, но с доставанием левой рукой пола за правым
носком; и) сидя на полу с упором на руки за спиной, поднять прямые ноги
вверх и сделать несколько маховых движений в горизонтальной и
вертикальной плоскостях; и) из положения лежа на спине подняться до
положения сидя, не отрывая ног от пола, затем наклонить корпус вперед —
«сложиться», коснувшись лбом колен, не сгибая ног, после чего вернуться
в исходное положение; к) лежа на полу на животе, одновременным рывком
корпуса и ног вверх прогнуться в пояснице.
Упражнения индивидуальные для
исправления недочетов в физическом развитии. Подтягивание на
перекладине. Произвольные поскоки на двух и одной ноге попеременно.
Произвольная работа со скакалкой — 3 минуты. Бег по кругу с доставанием
в прыжке головой баскетбольных сеток или подвешенных мячей (по группам).
Игровые упражнения: а) с набивным мячом
руками — «мяч в кругу с одним водящим»; б) игра типа «день и ночь» на
внимание, реакцию и рывок с места из различных положений.
Индивидуальная работа с мячом.
Произвольное подбивание мяча ногами и головой на месте и в движении, не
давая ему опуститься на пол. Произвольное ведение мяча с применением
обманных движений. Доставание и удары головой по подвешенному мячу в
прыжке с разбега. Удары ногой по подвешенному мячу. Удары по мячу
головой, стоя на месте (с уменьшением и увеличением расстояния между
упражняющимися). «Волейбол головой» с введением в игру различных
ограничений и условностей.
Пробежка в течение 3 — 5 минут,
переходящая в постепенно замедляющуюся ходьбу.
Предыдущая
Техника футбола
Следующая |