г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

2.4. Другие конструктивные решения надувных лодок.

Кроме описанных выше конструктивных решений лодок существует много частных вариантов конструкций как корпуса лодки, так и отдельных ее элементов и комплектующих деталей, позволяющих расширить области применения, облегчить эксплуатацию надувных лодок или улучшить их характеристики и отдельные параметры. Одни из них уже нашли применение в последних моделях, а другие пока остаются только в разработках, но тем не менее даже краткое ознакомление с ними представляет интерес и не исключает их осуществления в моделях лодок самого ближайшего будущего. Ниже приводятся наиболее интересные конструктивные решения лодок.

Разработчики надувных моторных лодок в различных странах особое внимание уделяют увеличению скорости движения лодок в режиме глиссирования. Простейший способ достижения этой цели — приклейка реданов с прямыми плоскостями к нижней части бортов в корме лодки. Часто реданы устанавливают на границе перехода цилиндрической части борта в коническую и изготовляют из эластичного материала в форме треугольной призмы, острый скругленный угол которой направлен в сторону движения судна. С целью повышения гидродинамических качеств моторных лодок продольные бортовые реданы выполняют с вертикальными стенками. Примером другого технического решения может быть установка трех коньков треугольной формы: двух в кормовой части и одного в центральной передней.

Часто днище за транцем удлиняют ластовидной плоской пластиной из резинотканевого или жесткого материала (рис. 2.101), что позволяет уменьшить время выхода лодки на глиссирование даже при волнении, а также улучшает ее поворотливость и остойчивость. В некоторых конструкциях лодок пластины имеют возможность регулирования угла наклона, или эластичное соединение их с транцем обеспечивает незначительные колебательные движения.

Транец с дополнительной пластиной для глиссирования.

 
 
 
О карасе
 
Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Улучшает гидродинамические качества моторной лодки и повышает ее скорость на 1,5-2 км/ч жесткий треугольный поддон в форме двугранного угла, который вставляют в корму между резинотканевым днищем и кильсоном. Поддон придает рабочему участку днища необходимую жесткость и заданную килеватость.

Специалисты французской фирмы «Зодиак» использовали в конструкции своей модели «Марк III футура» дополнительные надувные баллоны малого диаметра, которые расположены вдоль бортов под днищем. Благодаря этому стал возможным частичный подъем корпуса из воды, повысилась точность хода по следу. Баллоны стабилизируют все основание корпуса, дополнительно амортизируют удар о волну и повышают комфортабельность лодки. В других вариантах аналогичных решений носовая часть днища снабжена обтекателем, который придает днищу килеватость и соединяется с надувными баллонами малого диаметра, формируя плавный профиль подводной части корпуса. Этот же эффект достигается и соединением дополнительных надувных камер меньшего поперечного сечения с основными камерами плавучести (бортами), т. е. наклонно приклеенными эластичными полотнищами (рис. 2.102).

Дополнительные надувные баллоны для самодельной лодки.

Они расположены в продольном направлении лодки и образуют с бортами одно целое. Поперечное сечение дополнительных камер в рабочем состоянии имеет форму серпа или полумесяца, образованного двумя дугами различных радиусов, выпуклыми по отношению к камерам плавучести. По другому проекту исполнения подводных поверхностей лодок два надувных компенсатора, расположенных взаимно параллельно, образуют между собой канал, создавая профильное днище (рис. 2.103). Такого же результата достигают и у катамаранов, приклеивая днище к баллонам выше уровня воды, т. е. получая катамаранный эффект.

Лодка с компенсаторами.

Фирма «Еуровинил» (Италия) предлагает использовать подводные крылья определенной формы, прикрепленные через специальные кронштейны к бортам (рис. 2.104).

Подводные крылья на надувную лодку.

Создают подъемную силу надувной лодке и обеспечивают ее планирующие полеты над водой с преодолением небольших препятствий при достижении лодкой определенной скорости и складывающиеся надводные крылья, прикрепленные к бортам (рис. 2.105) или установленные выше бортов на специальных кронштейнах (рис. 2.106). Крылья располагаются под определенным регулируемым углом атаки по отношению к горизонтальной плоскости и могут располагаться в одной плоскости или образовывать между собой двугранный угол. Крылья могут быть выполнены и в виде надувного аэродинамического паруса.

Надувная лодка с крыльями.

В лодках с жестким днищем с целью облегчения выхода их на глиссирование иногда воздух под днище подают по трубкам, верхний всасывающий конец которых расположен выше уровня воды и направлен в сторону движения. При этом между днищем и водой образуется воздушный слой, снижающий сопротивление трению. В другом конструктивном решении днища воздух по трубкам, расположенным в носовой части, поступает в полость днища и выжимает через эластичную кормовую трубку находящуюся в ней воду (рис. 2.107). После выхода воды эластичную трубку загибают так, чтобы ее отверстие оказалось выше уровня воды, и крепят к транцу. При торможении лодки трубку опускают в воду и полость днища заполняют водой. Лодка утяжеляется и становится более устойчивой на курсе.

 

Близкое решение по созданию балластировки моторных надувных лодок предложили английские специалисты. В кормовой части лодки между настилом и днищем располагают две емкости, в носовой части устанавливают третью емкость. Емкости могут заполняться водой с помощью насоса. Система управления клапанами спуска-выпуска воды через носовые отверстия в емкостях обеспечивает оптимальную балластировку, дифферентовку и высокую скорость лодки для всех режимов плавания.Лодка с полой емкостью под днищем.

В последние годы во многих странах используется принцип устройства судна на воздушной подушке применительно к надувным лодкам. Надувные лодки оборудуются эластичными юбками по контуру бортов. Юбки следуют по поверхности или над поверхностью воды и превращают плавучее средство в аэроглиссер, для которого требуются поддерживающий двигатель и тяговый двигатель меньшей мощности. Аэроглиссеры на воздушной подушке развивают большую скорость, обеспечивают большую проходимость с возможностью выхода на берег и могут применяться для спортивных целей, спасательных работ и в качестве транспортных средств.

Для большегрузных моторных лодок, эксплуатирующихся в особо сложных условиях, в случае внезапного переворачивания кверху днищем требуются значительные усилия, чтобы вернуть их в исходное положение, что не всегда под силу малочисленному экипажу. Английские инженеры нашли оригинальное решение, устраняющее эту проблему: в кормовой части лодки вертикально устанавливают П-образную раму, в верхней части которой крепят герметичную эластичную емкость с системой автоматического газонаполнения от баллона, срабатывающего при контакте системы с водой. После наполнения емкости газом возникает опрокидывающий момент, и лодка в считанные секунды возвращается в исходное положение. Переворачивание гребных лодок в исходное положение может осуществляться с помощью вертикально расположенных надувных дуг, прикрепленных к надувным бортам. В конструкциях байдарок быстрому переворачиванию способствует герметичный кормовой или центральный отсек с высотой, превышающей высоту борта. При переворачивании байдарки отсек приподнимает корпус над водой, и байдарка под действием небольшого усилия возвращается в положение на ровный киль. Центральный отсек может быть съемным и может служить одновременно сумкой и рюкзаком для переноски сложенной байдарки (рис. 2.108).

Надувная байдарка.

При эксплуатации лодки или после ее переворачивания вода попадает к кокпит. Для ее удаления используют подручные средства: черпак, мех-насос или губку. В некоторых лодках на днище или в нижней части транца расположены сквозные сливные отверстия с запорными элементами, которые могут быть выполнены, например, из упругого деформируемого материала в форме полусферы, прижимаемой к сливному отверстию (рис. 2.109), или в виде лепесткового запорного клапана. Иногда воду удаляют через гибкую трубу на днище, верхний конец которой снабжен коническим раструбом и обратным клапаном.

Более сложной системой осушения лодки является сифонная система. При колебании судна или при его движении предварительное подсасывание воды в сифон осуществляется через трубку, расположенную на транце. Для ускорения откачки воды в ряде конструкций надувных гребных лодок с эластичным днищем применяют ручной насос, вмонтированный в днище (рис. 2.110).

Насос в лодке для откачки воды.

Через всасывающий эластичный клапан вода течет только из лодки в насосную камеру, а сливной эластичный клапан пропускает воду только из камеры насТент-палатка на лодке.оса наружу в результате сжатия камеры усилием человека. Эластичная камера возвращается в исходное положение с помощью эластичного восстанавливающего элемента, расположенного внутри камеры.

Для защиты кокпита лодок от попадания воды применяют различные устройства: деки из прорезиненной ткани, устанавливаемые в носовой части, брызгоотбойники в виде прозрачного материала, фартуки для надувных байдарок и т. п. Универсальными защитными средствами являются тенты (рис. 2.111),

 

полностью закрывающие кокпит по всему периметру лодки и устанавливаемые на определенную высоту с помощью весел, надувных дуг или других крепежных элементов. Тенты могут полностью состоять из надувных элементов. Некоторые конструкции лодок имеют тенты с герметизируемыми входными отверстиями, которые служат палаткой на воде и на суше. При гребле крепежные элементы тента снимают. В отдельных Лодка с защитным фартуком и тентом.вариантах защитных устройств тент вкладывается внутрь кокпита и выполняетроль фартука (рис. 2.112). При этом входное отверстие используется для размещения гребца.

 

Получили распространение и тенты, частично закрывающие пространство кокпита. Их устанавливают либо на веслах, либо на надувных арках, повторяющих форму носовой или кормовой части кокпита (рис. 2.113, рис. 2.114). Тент, расположенный на стойках под определенным углом, помимо защиты людей от дождя и солнца может создавать подъемную силу, аналогичную подъемной силе надводного крыла.

Наиболее уязвимые при повреждениях днище и борта часто защищают предохранительными элементами, состоящими из нескольких деталей, которые крепят к корпусу, или сплошными чехлами (рис. 2.115). На стоянке крупногабаритные моторные лодки закрывают чехлами, прикрепленными съемно по всему периметру лодки. При эксплуатации лодки в непогоду они частично могут перекрывать и ее кокпит.

Крупногабаритные спаСамодельные надувные лодки.сательные моторные лодки оснащают площадками, расположенными на борту или вдоль кокпита, для размещения на них потерпевших аварию людей и оказания им первой медицинской помощи (рис. 2.116).

 

Этой же цели служит рама с сеткой, находящаяся между бортами в кормовой части лодки. Сетки, расположенные горизонтально по периметру носовой части и частично по бортам надувных лодок и съемно установленные на Г-образных кронштейнах, которые присоединены к формовым бобышкам с отверстиями на бортах, используют и для гашения волн (рис. 2.117).

Для подъема людей в кокпит на крупногабаритных лодках применяют различные съемные или складывающиеся бортовые трапы в виде веревочной или жесткой лестницы (рис. 2.118). Забортный трап иногда надевают верхними полуокружностями боковин на надувной борт и дополнительно крепят к противоположному борту круговым захватом и двумя стропами.

Лодка с сетками для гашения волн.

Это дополнительное крепление компенсирует массу человека, поднимающегося по трапу из воды. Функцию трапа может выполнять и сиденье, с внутренней стороны которого предусмотрены ступеньки. Для схода в воду или подъема на борт сиденье поворачивается вокруг специального шарнира и превращается в трап со ступеньками (рис. 2.119). На лодках У-образной формы между консольными оконечностями делают наклонную площадку со ступеньками в корме (рис. 2.120).

Жеское сиденье надувной лодки.

Для облегчения переноса на воду крупногабаритных лодок в собранном виде используют ручки или поручни различных конструкций, расположенные на бортах лодок. Для переноса надувных моторных лодок на воду кроме специальных ручек и леера может применяться и жесткий поручень, вмонтированный по периметру в формовые бобышки с отверстиями. Небольшие лодки можно переносить с помощью съемной рамы (рис. 2.121)

Надувная самодельная лодка с рамой на днище.

и ремней, закрепленных на днище внутри лодки. Съемная рама для надувной байдарки, отформованная вместе с сиденьем, служит не только хорошим средством для переноса упакованной байдарки, но и оформляет входное отверстие в кокпит лодки в ее рабочем положении (рис. 2.122).

Съемная рама байдарки для рюкзака.

Некоторые конструкции небольших лодок для рыбаков и охотников имеют приклеенные к отверстиям в днище резиновые чулки, которые позволяют надевать наполненную лодку на себя, как юбку, и заходить в ней в воду (рис. 2.123). Когда глубина становится достаточной, лодка начнет мерно покачиваться на воде. Такая конструкция обеспечивает более удобные условия для сиденья, чем лодки с плоским днищем. Тот же эффект комфорта при сидении достигается, если к днищу приклеить цилиндрический тубус (рис. 2.124).

Рыболовная лодка с чулками.

Для транспортирования моторных лодок на транце или на носовой части закрепляют колеса, которые могут поворачиваться или телескопически подниматься и опускаться, создавая рабочее и нерабочее положения (рис. 2.125).

Надувная лодка с колесами на транце.

Иногда колеса устанавливают съемно на днище. Интересно техническое решение — использовать в качестве катков надувные сферические баллоны, размещенные в прочной веревочной сетке.

Большую группу надувных лодок представляют спасательные лодки, выпускаемые обычно красного, оранжевого, желтого цветов. Многие из них наполняют сжатым газом, чаще углекислым, а также пропаном, фреоном или другими газами. Гексафторид серы из-за пониженной диффузии молекул газа обеспечивает в течение длительного времени сохранение первоначального давления в лодке. Применение фреона позволяет уменьшить объем и массу баллона, поскольку при расширении он увеличивает свой объем в 6000 раз. Некоторые надувные спасательные лодки с целью быстрого достижения необходимой формы имеют дополнительные камеры малого объема в виде шланга, расположенного по периметру, или в виде двойной стенки борта. В этом случае сначала наполняют камеры малого объема, которые разворачивают сложенную лодку, и только затем заполняют основной объем бортов.

Групповые спасательные лодки дополнительно комплектуются емкостями для аварийного запаса продуктов, опреснителями морской воды, снабжаются жидкостью для отпугивания акул, радиопередатчиками и поисковыми индикаторными устройствами. Применяют также маркерные красители для яркого подкрашивания поверхности воды или ленты ярких цветов длиной до 50 м, служащие искусственным кильватерным следом, зеркальные устройства, приборы для выработки дыма оранжевого цвета в течение не менее 15 мин, звуковые свистки и т. п. Иногда это снаряжение размещают в отдельном буе, связанном со шлюпкой длинным швартовым тросом. Для сокращения сроков обнаружения потерпевших бедствие Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море предусмотрено обязательное оснащение надувных шлюпок жесткими или надувными радиолокационными отражателями, установленными на мачте, и переносными переговорными устройствами, а также нанесение на надувные части бортов сигнальных знаков (полос из световозвращающих материалов) (рис. 2.126).

Надувная спасательная шлюпка.

На спасательных лодках, доставляемых в район спасения людей самолетами, предусмотрена специальная система десантирования, включающая парашют и позволяющая сбрасывать в море лодки с мотором в собранном виде (рис. 2.127).

Спасательная десантируемая лодка.

При сильном волнении на море лодку, попавшую во впадины больших волн, трудно обнаружить. В ФРГ запатентованы два вида радиолокационных отражателей. Один отражатель пластмассовый, имеет форму шара оранжевого цвета с отражающей поверхностью. Его устанавливают на телескопической мачте, что обеспечивает визуальное обнаружение лодки в морском районе площадью 100 км2. Другой отражатель изготовлен из металлизированной пластмассы и состоит из трех рефлекторов: два расположены вертикально, один горизонтально.

Применяются радиолокационные отражатели и из металлизированной ткани. Для повышения эффективности обнаружения лодок или людей в море в плохих условиях видимости изобретено высокоподнимаемое индикаторное устройство, которое автоматически наполняется водородом или гелием. Оно может иметь вид шара диаметром 1 м с металлическими лентами. Шар изготовляют из синтетической ткани, наружную поверхность его окрашивают люминесцентной краской. Металлические ленты отражают радиолокационные сигналы.

Индивидуальные спасательные лодки для защиты от переохлаждения организма человека в холодную погоду имеют надувное днище и тент с двойными стенками, полностью, кроме лица, закрывающие сидящего человека (рис. 2.128). Тент снабжен герметичным разъемом на молниях. Иногда такие лодки имеют своеобразную форму корпуса с глубокосидящей кормой, сужающимся книзу днищем и мелкосидящим носом. Секционные надувные борта практически полностью закрывают тело человека, находящегося в полулежачем положении (рис. 2.129). Такая лодка обладает большим восстанавливающим моментом.

Спасательная лодка с тентом.

Специфические условия эксплуатации надувных спасательных лодок способствуют образованию некоторых конструктивных особенностей отдельных узлов, диктуют выбор материала и т. п. Например, надувные лодки для спасания членов экипажа летательного аппарата в сложенном состоянии укладывают в контейнер, который прикрепляют к парашютной подвесной системе. Лодка имеет отделение, которое автоматически надувается в определенной последовательности при подаче в него газа во время снижения парашюта, защищая его в неблагоприятных условиях окружающей среды включая погружение в воду при приводнении.

Примечательна конструкция, обеспечивающая развертывание сложенной надувной шлюпки. В ней предусмотрена трубка (шланг) небольшого диаметра, идущая по периферии надувных бортов. Газ из баллона сначала попадает в нее, затем через систему отверстий — в кормовую часть бортов, имеющую дроссели для регулирования поступления газового потока в носовую часть лодки, выполненную в виде усеченного конуса из гибкого материала.

Для уменьшения скорости ветрового дрейфа в комплект спасательных лодок входит плавучий якорь. Принцип действия плавучего якоря такой же, как и у парашюта: благодаря значительной площади он создает большое сопротивление движению лодки. Он имеет купол из тонкой плотной ткани с большим числом строп, сходящихся к соединительному кольцу. Сброшенный в воду и удерживаемый на лине, прикрепленному к лодке, плавучий якорь при движении лодки развертывается и тормозит ее ветровой дрейф.

Надувные лодки могут применяться и для передвижения под водой, например для доставки водолазов к месту работ. Корпус такой «ныряющей» моторной лодки состоит из стеклопластикового днища и трех надувных бортовых секций (рис. 2.130).

Ныряющая моторная лодка.

Лодка способна передвигаться по поверхности воды на расстояние до 90 км со скоростью до 50 км/ч с подвесным мотором в герметичном исполнении мощностью до 63 кВт (85 л. с.). При заполнении надувных секций водой лодка погружается под воду в течение 1 мин. Подводный ход обеспечивается двумя полноповоротными винтами в насадках, установленными в носовой части. Их питание осуществляется от батареи мощностью 10 кВт-ч. Дальность плавания под водой составляет 7 км при транспортировании двух водолазов с необходимым снаряжением.

Предыдущая страница        Содержание      Следующая страница 

 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Установка датчика эхолота Сом отомстил рыболову
   
   
   

Более 100 узлов и петель

О кружках и жерлицах

   
   
   
Неисправности мотора Вихрь Учебник по судовождению
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024