При художественном конструировании
надувной лодки цвет является одним из основных средств композиции.
Особенности восприятия цвета должны учитываться при поиске цветового
решения лодки. Цветовая композиция подчеркивает уровень художественного
конструирования и технического совершенства изделия, отражает
объемно-пространственную структуру формы, определяет такие особенности
надувной лодки, как работа материала на растяжение, наполняемость
оболочки воздухом, легкость, трансформируемость. Поэтому надо использовать цвета, подчеркивающие прочность и
напряженность конструкции. Рациональное цветовое решение должно
строиться на сочетании функциональных и эстетических принципов:
соответствии цветовой композиции назначению лодки; использовании
особенностей восприятия цвета; использовании пространственных свойств
цвета.
Удачно подобранный цвет придает лодке
законченный и красивый вид. Необходимо избегать многообразия цветов на
одной лодке. Наиболее распространены в настоящее время двухцветовое и
трехцветовое решения. Причем почти все изготовители для бортов лодки
применяют, как правило, один преобладающий цвет. Например, фирмы «Авон»
и «Пирелли» — серый, «Метцейлер» — красный, «Хатчинсон» — серый или
черный, «Наутиспорт» и «Рекрионик» — белый. Однако разные модели,
выпускаемые одной фирмой, имеют свое лицо, так как новый зрительный
образ создается сочетанием цветов элементов лодки. Борта лодки и сиденья
могут быть любого цвета, днище — темного цвета. Козырек выполняют, как
правило, контрастным по отношению к бортам. Формованные детали,
приклеиваемые к лодке (уключины, ручки для переноса, бобышки для
крепления транца, шайбы леера), должны быть более темного цвета, чем
борта. Цвет елани и транца колеблется от светло-коричневого до
темно-коричневого, что вызывает у человека ощущение прочности и
устойчивости. Цвет комплектующих деталей (весел, меха-насоса и т. п.)
должен не нарушать эстетических достоинств лодки, а способствовать
функциональной выразительности изделия и зрительно дополнять впечатление
о лодке в целом. Иногда назначение и условия эксплуатации диктуют выбор
цветов лодки с некоторыми отступлениями от приведенных рекомендаций.
Так, у спасательных лодок преобладает яркий оранжевый цвет всех
элементов, который наиболее заметен на водной поверхности и обеспечивает
быстрый поиск лодки. Изредка на спасательных лодках применяют
флюоресцирующее покрытие. Надувные лодки для охотников, наоборот, имеют
неяркие цвета, затрудняющие их обнаружение, а в некоторых случаях для
них используют камуфляжное оформление.
3.5. Испытания надувных лодок.
Надувные лодки перед запуском в
серийное производство проходят различные испытания. Наиболее полные и
всесторонние испытания производят в процессе разработки лодки, начиная
от создания макетного образца до выпуска опытной партии. Надувные лодки
всех типов подвергают следующим основным видам испытаний:
- проверка главных размерений путем
обмера лодки, установленной на горизонтальной площадке;
- определение массы (в комплекте)
взвешиванием на динамометре или весах;
- проверка герметичности надувных
бортов, днищ, сидений, арок и т. п. при наполнении каждого отсека
воздухом до рабочего давления путем замера остаточного давления по
истечении определенного времени;
- определение времени сборки, разборки
лодки и наполнения ее мехом-насосом;
- проверка грузоподъемности при
равномерной загрузке по площади кокпита лодки до проектной нагрузки
путем замера высоты надводного борта в плоскости миделя;
- проверка статической остойчивости
при размещении 60% груза на одном борту и остальных 40% в диаметральной
плоскости; лодка считается остойчивой, если при такой загрузке вода не
заливает кокпит через наклоненный борт;
- проверка на непотопляемость при
заполнении кокпита лодки водой до уровня, совпадающего с уровнем
забортной воды; лодка считается непотопляемой, если она при этом
остается на плаву и имеет запас плавучести, равный полной
грузоподъемности;
- проверка поведения лодки при разрыве
отсеков лодки, движущейся с полной загрузкой; разрыв имитируют путем
выворачивания клапанов: для лодок с двумя и тремя отсеками из
наибольшего по объему отсека, для лодок с четырьмя и более отсеками из
любых двух; лодка должна оставаться на плаву и сохранять
возможность передвигаться под веслами или мотором на расстояние, не
меньшее величины удаления от берега, указанной в Руководстве
по эксплуатации для данной лодки;
- проверка удобства гребли, управления
мотором или парусом и устойчивости на курсе, оценка заливаемости и
забрызгивания кокпита при различных вариантах загрузки, высотах волны
и курсовых углах к бегу волн, соответствующих данной модели;
- определение возможности буксировки
лодки другим судном со скоростью не менее 10 км/ч в течение 15 мин при
полной загрузке и максимальной высоте волны для данной лодки;
- проверка удобства размещения
пассажиров и грузов;
- оценка внешнего вида;
- оценка удобства упаковки и
возможности транспортирования надутой лодки в собранном виде и в
упакованном виде.
Надувные моторные лодки проходят
дополнительные испытания:
- определение скорости лодки с мотором
установленной мощности на мерной линии с одним водителем и с
полным грузом; — определение инерции при переходе с полного хода вперед
на стоп;
- определение диаметра
установившейся циркуляции при полной грузоподъемности на полном ходу с
одновременной оценкой степени заливаемости и забрызгиваемое ги;
- проверка прочности лодки с
полным грузом при наезде ее на полном ходу на плавучий предмет
(например, бревно).
Помимо основных лодка каждого типа в
зависимости от назначения подвергается специфическим испытаниям,
например проверке системы наполнения спасательных лодок из газовых
баллонов, определению истирания оболочки о борт судна для транспортных
лодок, определению надежности конструкции при сбрасывании лодки с
определенной высоты и т. п.
С целью определения гарантийного срока
эксплуатации и среднего срока службы каждая лодка проходит ресурсные
испытания.
Предыдущая страница
Содержание
Следующая страница |