г. Выкса Нижегородская область

     

Краткий словарь наиболее употребительных морских и судостроительных терминов.

а

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна.

Ахтерштаг — трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении с кормы.

б

Баллер руля — вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней — с румпелем.

Банка — сиденье прогулочного судна без спинки, предназначенное для размещения гребцов и пассажиров.

Бакштаг — курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость (ДП) составляет с линией ветра угол более 90 и менее 180°.

Бейдевинд — курс парусного судна, когда угол между ДП и направлением ветра, который дует с носа, менее 90°.

Бушприт — горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения вперед носовых парусов с целью улучшения поворотливости судна.

Багор-весло — отпорный крюк, объединяющий на одном древке наконечник багра и лопасть весла.

Бимс — поперечная подпалубная связь.

Буртик — продольная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного привального бруса.

в

Ванты — растяжки, прикрепленные к верхнему концу мачты (топу) и поддерживающие ее по сторонам.

Ватерлиния (ВЛ) — теоретическая кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды.

Веретено — стержень весла.

Валёк — утолщение в веретене для уравновешивания весла.

Весло-гребок — однолопастное весло с укороченным веретеном, предназначенное для гребли без применения уключин.

Виндсерфинг — спортивный снаряд для плавания под парусом, состоящий из плоского поплавка (доски) с шарнирно крепящейся к нему мачтой (парусная доска).

г

Галфвинд — курс парусного судна, при котором его ДП составляет с направлением ветра прямой угол.

Галс — положение ДП судна относительно направления ветра, применительно к парусному судну.

Гик — горизонтальный реек, прикрепленный шарнирно одним концом к мачте, по которому растягивается нижняя кромка паруса.

Глиссирование — вид движения быстроходных судов при высоких скоростях, напоминающий скольжение по воде, при этом только небольшой участок днища судна соприкасается с водой.

Главные размещения - длина, ширина, высота борта и осадка судна, измеренные по наружной поверхности судна.

Габаритные размерения - габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей.

Грот - парус на грот-мачте судов с косым вооружением и нижний парус на такой же мачте у судов с прямым вооружением.

д

Дека — перекрытие между надувными бортами, закрывающее часть кокпита надувной байдарки.

Дрейф — перемещение судна под влиянием ветра или течения.

Дректов — канат, которым якорь крепится к судну.

Диаметральная плоскость (ДП) - вертикальная продольная плоскость симметрии, разделяющая корпус на правую и левую половины.

к

Килеватость — форма днища лодки в виде двугранного угла.

Киль — продольный элемент корпуса судна, идущий в ДП и расположенный под днищем.

Кильсон — днищевая продольная внутренняя связь, расположенная над днищем.

Кокпит — внутреннее пространство лодки между бортами для размещения людей.

Карлингс — продольная подпалубная связь.

Комингс — конструкция в виде буртика, окаймляющая кокпит от захлестывания водой.

Кранец — приспособление, служащее для предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и стоянки у причала.

л

Леер — натянутая веревка, отрезки которой закреплены на бортах и служат для удобства удержания лодки людьми, находящимися в воде.

Левентик — положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не наполняются ветром.

Люверс — круглое отверстие, расположенное вдоль шкаторин парусов, тентов, рантовых швов корпуса лодки, сидений, отделанное металлическими кольцами. Люверсы служат для пришнуровывания парусов к реям, мачтам, тентов и т. п.

м

Мачта — вертикальная или наклонная часть рангоута судна с приспособлениями для крепления парусов, стоячего такелажа и блоков.

Мидель — слово, обозначающее «средний», например, мидель-шпангоут — средний по длине судна шпангоут. Под словом мидель иногда понимают наибольшую ширину судна.

Мидель-шпангоут (мидель-плоскость) — вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж.

Миля (морская) — длина 1 мин. дуги земного меридиана, является переменной величиной, зависящей от широты места. В СССР морская миля установлена длиной 1852 м.

Метацентрическая высота (МВ) — возвышение метацентра над центром тяжести. МВ рассматривается в судостроении как мера остойчивости судна.

Метацентрический радиус — радиус кривизны траектории, по которой перемещается центр величины (ЦВ) (центр тяжести воды, вытесненной корпусом судна) при крене.

Мореходность — свойства судна, определяющие его поведение на волнении — управляемость, устойчивость на курсе, гидродинамические удары, качка, заливаемость.

Мореходные качества — плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость.

о

Оверкиль — положение лодки днищем кверху после неудачного поворота или другого маневра.

Остойчивость — способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях и возвращаться в начальное положение после прекращения их действия.

Основная плоскость судна (ОП) — горизонтальная плоскость, проходящая через самую нижнюю точку наружной поверхности судна.

п

Поел (пайол, елань) — съемный днищевый настил прогулочною судна.

Перо руля   — действующая плоская часть руля.

Привальный пояс (брус) — брус, идущий с внутренней стороны обшивки шлюпки на уровне или немного выше ватерлинии.

Плавучесть — способность судна держаться на плаву, имея заданную осадку при определенной нагрузке.

Подуключена — приспособление, представляющее собой гнездо для установки уключины.

Пиллерс — вертикальная подпалубная связь, служит опорой для бимса или другой горизонтальной связи корпуса.

р

Рангоут — элемент парусного вооружения, включающий в себя мачты, гик, реек с приспособлениями для крепления парусов, стоячего такелажа и блоков.

Редан — продольный, поперечный или стреловидный уступ на днище корпуса судна, способствующий уменьшению сопротивления воды в режиме глиссирования при высоких скоростях.

Рей — брус, прикрепленный к мачте или стеньге и служащий для привязывания к нему прямых парусов.

Румпель — одноплечий или двуплечий рычаг, с помощью которого осуществляется перекладка руля.

Руль — приспособление, служащее для изменения направления движения судна.

Рундук — ящик под сиденьем, используемый для хранения багажа.

Рым — металлическое кольцо (круглое, эллипсовидное и др.), соединенное с корпусом судна.

с

Слань — съемный днищевый настил прогулочного судна.

Спонсон — бортовая часть корпуса судна в виде уступа, предназначенного для улучшения гидродинамического качества и поперечной остойчивости судна.

Стаксель — первый от мачты передний треугольный парус, а также косой парус между мачтами.

Стаксель-фал — снасть бегущего такелажа, служащая для постановки стакселя.

Стеньга — часть рангоута, служащая продолжением мачты и идущая вверх от нее.

Стрингер — внутренняя бортовая продольная связь для крепления обшивки.

Степс — гнездо, в которое мачта устанавливается своим нижним концом (шпором).

Стропка — тонкая сплетенная снасть.

Спасательный линь - плавучий канат для подачи спасаемому.

Страховочный трос — трос, соединяющий подвесной мотор с корпусом судна и предназначенный для удержания подвесного мотора при его падении за борт.

т

Такелаж — все снасти на шлюпке, служащие для крепления рангоута и для управления парусами, для уборки и постановки парусов, подъема тяжестей, для поддержания и укрепления рангоута.

Такелаж бегущий — подвижные снасти парусного вооружения.

Такелаж стоячий — тросы, которыми раскрепляется рангоут.

Траверса — поперечина, к которой крепятся какие-либо детали сооружения.

Траверз — направление, перпендикулярное к продольной оси судна. По названию борта различают правый и левый траверз.

Транец (транцевая доска) — плоская кормовая оконечность корпуса судна.

Транцевая накладка — пластина, предназначенная для предохранения транца судна от повреждения струбцинами мотора.

Топ — верхушка мачты.

у

Уишбон — гик в виде двух дуг, охватывающих парус.

Уключина — приспособление, предназначенное для шарнирного соединения весла с бортом судна и воспринятия упора весла при гребле.

Узел — единица скорости, равная одной морской миле в час (1,853 км/ч).

Утка двурогая планка на палубе для временного крепления различных снастей.

ф

Фал — снасть бегущего такелажа для подъема парусов или реек.

Фалинь — трос, привязанный в носу или на корме лодки, служит для швартовки или буксировки.

Фальшборт — легкая конструкция, расположенная над бортом для увеличения высоты надводного борта и служащая для защиты от бортовой волны.

Фальшкиль — продольный брус, крепящийся снаружи корпуса к килю судна для предохранения киля от повреждений о грунт.

Фордевинд — курс яхты относительно ветра, когда он дует в корму; попутный ветер.

Форштевень — наклонный или криволинейный брус, образующий носовую оконечность судна.

ц

Циркуляция — криволинейная траектория, которую описывает центр тяжести судна при отклонении пера руля. Диаметр циркуляции - расстояние между двумя противоположными точками окружности, описываемой центром тяжести (ЦТ) судна при полном повороте его на 360°.

ш

Шверт — устройство в виде плавника, убирающееся в корпус судна на мелкой воде и служащее в опущенном положении средством против дрейфа судна.

Швертовый колодец — устройство, в котором размещается шверт.

Шверцы — шверты, навешиваемые с бортов для противодействия дрейфу.

Шкаторина - край паруса, обшитый специальным образом.

Шкот — часть бегущего такелажа, служащая для растягивания парусов и управления ими; принимает название того паруса, к которому она прикрепляется: гика-шкот, грота-шкот, стаксель-шкот.

Шкотовый угол — нижний задний угол паруса.

Шпангоут — поперечные бортовые связи корпуса.

Шпация — расстояние между двумя шпангоутами.

Шпринтов (шпринт) — реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.

Шпигат — отверстие, расположенное в нижней точке днища или транца для удаления воды за борт. Отверстие закрывается пробкой или снабжается невозвратным или возвратным клапаном.

Штаг — трос, идущий от верхней части мачты или стеньги к носу судна.

Штуртрос — гибкий трос, передающий усилия от органа управления на румпель.

ч

Черпак - ручное приспособление, представляющее собой емкость, предназначенную для удаления воды из корпуса судна.

 

Предыдущая страница        Содержание      Читать все книги с сайта 

 

 

Смотрите на сайте:
 

Видео ловли плотвы

Как ловить плотву, видео

Как сделать мормышку

Как делать мормышки.

Ловля на балансир

Ловля балансиром.

Форма для воблеров

Воблеры в домашних условиях.

       

Мормышки для плотвы

Плотвиные мормышки.

Копчение рыбы

Горячее копчение рыбы.

Прикормка для плотвы

Прикормка своими руками.

Карта реки Ока 1х1

Карта Оки.

 
       

Как привязать мормышку. Видео

Привязываем мормышку паровозом.

Окунь на мормышку

Блесны для окуня.

Как насадить мотыля

Насадка мотыля на крючок.

Календарь рыболова

Рыболовный календарь.

Техника ловли жерлицей

Ловля жерлицами.

Видео хранения мотыля

Видео хранения мотыля

Жерлицы. Практика

Видео ловли жерлицей.

Мормышки для окуня

Окуневые мормышки.

Необычные приманки
Необычные воблеры.

Ловля ерша

Ерш.

Блесна для отвески

Блесна для отвесного блеснения с лодки.

Фото грибов в лесу

Фотки грибов.

  

  Рыболовный сайт Фарватер

 

 

 

 

Copyright © 2004-2016