Виндсерфинг —
спортивный снаряд для плавания под
парусом, состоящий из плоского поплавка (доски) с шарнирно крепящейся к
нему мачтой (парусная доска).
г
Галфвинд —
курс парусного судна, при котором его
ДП составляет с направлением ветра прямой угол.
Галс —
положение ДП судна относительно
направления ветра, применительно к парусному судну.
Гик — горизонтальный реек,
прикрепленный шарнирно одним концом к мачте, по которому растягивается
нижняя кромка паруса.
Глиссирование —
вид движения быстроходных судов при
высоких скоростях, напоминающий скольжение по воде, при этом только
небольшой участок днища судна соприкасается с водой.
Главные размещения -
длина, ширина, высота борта и осадка
судна, измеренные по наружной поверхности судна.
Габаритные размерения -
габаритные размеры судна с учетом
постоянно выступающих частей.
Грот -
парус на грот-мачте судов с косым
вооружением и нижний парус на такой же мачте у судов с прямым
вооружением.
д
Дека
— перекрытие между надувными бортами,
закрывающее часть кокпита надувной байдарки.
Дрейф
— перемещение судна под влиянием ветра
или течения.
Дректов —
канат, которым якорь крепится к судну.
Диаметральная плоскость
(ДП) - вертикальная продольная
плоскость симметрии, разделяющая корпус на правую и левую половины.
к
Килеватость —
форма днища лодки в виде двугранного
угла.
Киль —
продольный элемент корпуса судна,
идущий в ДП и расположенный под днищем.
Кильсон —
днищевая продольная внутренняя связь,
расположенная над днищем.
Кокпит —
внутреннее пространство лодки между
бортами для размещения людей.
Карлингс —
продольная подпалубная связь.
Комингс —
конструкция в виде буртика, окаймляющая
кокпит от захлестывания водой.
Кранец —
приспособление, служащее для
предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и
стоянки у причала.
л
Леер —
натянутая веревка, отрезки которой
закреплены на бортах и служат для удобства удержания лодки людьми,
находящимися в воде.
Левентик —
положение парусного судна носом прямо
или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не
наполняются ветром.
Люверс —
круглое отверстие, расположенное вдоль
шкаторин парусов, тентов, рантовых швов корпуса лодки, сидений,
отделанное металлическими кольцами. Люверсы служат для пришнуровывания
парусов к реям, мачтам, тентов и т. п.
м
Мачта —
вертикальная или наклонная часть
рангоута судна с приспособлениями для крепления парусов, стоячего
такелажа и блоков.
Мидель —
слово, обозначающее «средний»,
например, мидель-шпангоут — средний по длине судна шпангоут. Под словом
мидель иногда понимают наибольшую ширину судна.
Мидель-шпангоут
(мидель-плоскость) — вертикальная
поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой
построен теоретический чертеж.
Миля (морская) —
длина 1 мин. дуги земного меридиана,
является переменной величиной, зависящей от широты места. В СССР морская
миля установлена длиной 1852 м.
Метацентрическая высота
(МВ) — возвышение метацентра над
центром тяжести. МВ рассматривается в судостроении как мера остойчивости
судна.
Метацентрический радиус —
радиус кривизны траектории, по
которой перемещается центр величины (ЦВ) (центр тяжести воды,
вытесненной корпусом судна) при крене.
Мореходность —
свойства судна, определяющие его
поведение на волнении — управляемость, устойчивость на курсе,
гидродинамические удары, качка, заливаемость.
Мореходные качества —
плавучесть, остойчивость,
непотопляемость, ходкость, управляемость.
о
Оверкиль —
положение лодки днищем кверху после
неудачного поворота или другого маневра.
Остойчивость —
способность судна противостоять
действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и
продольном направлениях и возвращаться в начальное положение после
прекращения их действия.
Основная плоскость судна
(ОП) — горизонтальная плоскость,
проходящая через самую нижнюю точку наружной поверхности судна.
п
Поел (пайол, елань) —
съемный днищевый настил прогулочною
судна.
Перо руля —
действующая плоская часть руля.
Привальный пояс (брус)
— брус, идущий с внутренней стороны
обшивки шлюпки на уровне или немного выше ватерлинии.
Плавучесть —
способность судна держаться на плаву,
имея заданную осадку при определенной нагрузке.
Подуключена —
приспособление, представляющее собой
гнездо для установки уключины.
Пиллерс —
вертикальная подпалубная связь, служит
опорой для бимса или другой горизонтальной связи корпуса.
р
Рангоут —
элемент парусного вооружения,
включающий в себя мачты, гик, реек с приспособлениями для крепления
парусов, стоячего такелажа и блоков.
Редан —
продольный, поперечный или стреловидный
уступ на днище корпуса судна, способствующий уменьшению сопротивления
воды в режиме глиссирования при высоких скоростях.
Рей —
брус, прикрепленный к мачте или стеньге
и служащий для привязывания к нему прямых парусов.
Румпель —
одноплечий или двуплечий рычаг, с
помощью которого осуществляется перекладка руля.
Руль —
приспособление, служащее для изменения
направления движения судна.
Рундук —
ящик под сиденьем, используемый для
хранения багажа.
Рым —
металлическое кольцо (круглое,
эллипсовидное и др.), соединенное с корпусом судна.
с
Слань —
съемный днищевый настил прогулочного
судна.
Спонсон —
бортовая часть корпуса судна в виде
уступа, предназначенного для улучшения гидродинамического качества и
поперечной остойчивости судна.
Стаксель —
первый от мачты передний треугольный
парус, а также косой парус между мачтами.
Стаксель-фал —
снасть бегущего такелажа, служащая для
постановки стакселя.
Стеньга —
часть рангоута, служащая продолжением
мачты и идущая вверх от нее.
Стрингер —
внутренняя бортовая продольная связь
для крепления обшивки.
Степс —
гнездо, в которое мачта устанавливается
своим нижним концом (шпором).
Стропка —
тонкая сплетенная снасть.
Спасательный линь -
плавучий канат для подачи спасаемому.
Страховочный трос —
трос, соединяющий подвесной мотор с
корпусом судна и предназначенный для удержания подвесного мотора при его
падении за борт.
т
Такелаж —
все снасти на шлюпке, служащие для
крепления рангоута и для управления парусами, для уборки и постановки
парусов, подъема тяжестей, для поддержания и укрепления рангоута.
Такелаж бегущий —
подвижные снасти парусного вооружения.
Такелаж стоячий —
тросы, которыми раскрепляется рангоут.
Траверса —
поперечина, к которой крепятся
какие-либо детали сооружения.
Траверз —
направление, перпендикулярное к
продольной оси судна. По названию борта различают правый и левый
траверз.
Транец (транцевая доска) —
плоская кормовая оконечность
корпуса судна.
Транцевая накладка —
пластина, предназначенная для
предохранения транца судна от повреждения струбцинами мотора.
Топ —
верхушка мачты.
у
Уишбон —
гик в виде двух дуг, охватывающих
парус.
Уключина —
приспособление, предназначенное для
шарнирного соединения весла с бортом судна и воспринятия упора весла при
гребле.
Узел —
единица скорости, равная одной морской
миле в час (1,853 км/ч).
Утка
—
двурогая планка на палубе для
временного крепления различных снастей.
ф
Фал —
снасть бегущего такелажа для подъема
парусов или реек.
Фалинь —
трос, привязанный в носу или на корме
лодки, служит для швартовки или буксировки.
Фальшборт —
легкая конструкция, расположенная над
бортом для увеличения высоты надводного борта и служащая для защиты от
бортовой волны.
Фальшкиль —
продольный брус, крепящийся снаружи
корпуса к килю судна для предохранения киля от повреждений о грунт.
Фордевинд —
курс яхты относительно ветра, когда он
дует в корму; попутный ветер.
Форштевень —
наклонный или криволинейный брус,
образующий носовую оконечность судна.
ц
Циркуляция —
криволинейная траектория, которую
описывает центр тяжести судна при отклонении пера руля. Диаметр
циркуляции - расстояние между двумя противоположными точками окружности,
описываемой центром тяжести (ЦТ) судна при полном повороте его на 360°.
ш
Шверт —
устройство в виде плавника, убирающееся
в корпус судна на мелкой воде и служащее в опущенном положении средством
против дрейфа судна.
Швертовый колодец —
устройство, в котором размещается
шверт.
Шверцы —
шверты, навешиваемые с бортов для
противодействия дрейфу.
Шкаторина -
край паруса, обшитый специальным
образом.
Шкот —
часть бегущего такелажа, служащая для
растягивания парусов и управления ими; принимает название того паруса, к
которому она прикрепляется: гика-шкот, грота-шкот, стаксель-шкот.
Шкотовый угол —
нижний задний угол паруса.
Шпангоут —
поперечные бортовые связи корпуса.
Шпация —
расстояние между двумя шпангоутами.
Шпринтов (шпринт) —
реек, распирающий четырехугольный парус
по диагонали.
Шпигат —
отверстие, расположенное в нижней точке
днища или транца для удаления воды за борт. Отверстие закрывается
пробкой или снабжается невозвратным или возвратным клапаном.
Штаг —
трос, идущий от верхней части мачты или
стеньги к носу судна.
Штуртрос —
гибкий трос, передающий усилия от
органа управления на румпель.
ч
Черпак -
ручное приспособление, представляющее
собой емкость, предназначенную для удаления воды из корпуса судна.
Предыдущая
Содержание
Читать
все книги с сайта |