Оборудование для стоянок, устройства и снабжение лодок.
Штопор для
швартовки.
При плавании
по рекам с безлесными берегами заложить — закрепить швартов на берегу
просто не за что.
Прибегают к помощи костыля, который не всегда надежно
удерживает судно.
Советуем
сделать простейший береговой якорь в виде штопора, навив его из
стального арматурного прутка диаметром 10—12 мм
(рис. 47).
Завернуть его даже в плотный
грунт довольно легко с помощью рычага — палки, продетой в кольцо (рым).
Вывинчивается из грунта «штопор» точно таким же образом.
Две утки из
прутка.
Красивые и
практичные утки можно сделать из стального прутка.
В любой
кузнице найдется штамп, с помощью которого посредине прутка делается
шаровое утолщение (рис. 48, а):
Расклепав затем это утолщение в плоское
основание и согнув «рога», превращают заготовку в утку.
Остается просверлить два отверстия для
крепления к палубе, зачистить и округлить все неровности, отполировать и
отдать готовую утку в хромировку.
На
рис.48,6 показана утка сварной
конструкции, которая одновременно может служить подъемным рымом; в этом
случае ее нужно закрепить за надежную подпалубную связь, например за
привальный брус или карленгс.
Сваривается утка из прутка диаметром 8—14
мм (в зависимости от веса лодки) и опорной площадки с отверстиями
под болты.
Крепление
рыма для буксировки тузика.
Отправляясь в
поход на парусном или моторном судне с большой осадкой, часто берут на
буксир шлюпку-тузик.
Шлюпка не будет рыскать, если рым для буксира
закрепить на форштевне, как показано на рис. 49;
при этом шлюпка легко всходит на волну, не зарываясь в воду.
И еще один
совет.
На большой попутной волне шлюпка, скатываясь с гребня, все же
стремится к зарыскиванию. Выпустите с кормы буксируемой шлюпки длинный
пеньковый конец — устойчивость ее хода будет обеспечена.
Брага для
аварийной буксировки.
Возможны различные
аварийные ситуации (плотная посадка на мель, затопление с пробоиной в
обшивке и т. п.), при которых судно необходимо буксировать, но в то же
время должно быть приложено такое усилие, которое ни кнехт, ни битенг на
судне выдержать не способны.
В этих случаях
прочный буксир в виде кольца — браги обносится вокруг всего корпуса
судна (рис. 50).
Чтобы брага не
сползла вниз, ее прихватывают тонким тросом к битенгам, кнехтам, уткам,
а от срыва вверх страхуют прочными концами, пропущенными под киль. На
острых углах корпуса, например, у транца, под брагу подкладывают
«подушки» (старые ватники и т. п.).
Если трос стальной, борта защищают
(в нескольких местах) обрезками досок.
Брагой можно
пользоваться и при вытаскивании катера на берег автомобилем или
трактором.
|