Клев, борьба и вываживание щуки.
Обычно щука клюет сильно и
решительно. Пасть щуки довольно жесткая, и чтобы крючки
вошли в нее, подсечка должна быть энергичной. Когда вы
подсекаете при ловле на кружки, крючки частенько
застревают в глотке или хотя бы глубоко во рту, но при
ловле на спиннинг,
троллинге и ужении на мушку крючки
чаще всего попадают в переднюю часть пасти.
Крючки из толстой стали вонзаются в
щучью пасть хуже, чем из тонкой. Поэтому
при ловле щуки
с такими крючками возможны более частые сходы. Тонкие
крючки втыкаются в пасть легче, но могут при этом легко
разогнуться, что тоже приведет к сходу. В этом случае
нужно более тщательно отнестись к настройке фрикциона
катушки, чтобы сильные рывки рыбы гасились не
крепостью оснастки и спиннинга, а тормозом катушки.
Чтобы подсечка оказалась удачной,
тормозное устройство катушки должно быть достаточно
жестко настроено. Если оно настроено слишком свободно,
леска станет раскручиваться с катушки, что ослабит
подсечку. При ловле спиннингом или нахлыстом удилище
надо держать под таким углом, чтобы можно было мгновенно
и с силой поднять его вверх или отвести в сторону. При
троллинге клюнувшая рыба сама сажает себя на крючок,
происходит самоподсечка, а при ловле на жерлицы и кружки
надо подождать полминуты, чтобы щука успела перевернуть
и заглотить приманку. Если вы ловите на длинную
одножильную моно леску, подсечка должна быть сильнее,
чем при ловле на плетенку, потому что обычная моно леска
весьма эластична и может растягиваться.
|
|
Когда щука уже сидит на крючке, надо
немного ослабить фрикционный тормоз, чтобы рыба не
оборвала леску, если она неожиданно сделает длинный
рывок или начнет делать "свечки". Это особенно важно для
заключительной фазы, когда щука начинает сдаваться и
плывет к берегу или к лодке. Создается впечатление, что
щука устала, но именно в этот момент многие рыбы сходят
с крючка.
Большие щуки редко демонстрируют свою
подлинную силу, пока не окажутся поблизости от рыболова.
Поэтому не слишком опытных рыбаков удивляют мощные и
совершенно неожиданные взрывы мускульной энергии крупной
щуки на заключительном этапе борьбы, вследствие чего
возможна потеря рыбы.
Если
фрикционный тормоз отрегулирован неверно, то достаточно
лишь нескольких заключительных рывков, чтобы плохо
зацепленная крючком щука вновь обрела свободу. А бывает
и так, что обрывается леска.
Поэтому пользуйтесь хорошим правилом:
перед вываживанием как следует утомите щуку. Во время
борьбы и особенно на ее заключительном этапе будьте
готовы мгновенно опустить вершинку удилища или ослабить
фрикционный тормоз. На всех современных катушках можно
быстро ослабить тормоз, открутив регулировочную рукоятку
на несколько щелчков назад. Такой способ позволяет
мгновенно отреагировать на рывок щуки, иногда — чуть ли
не рядом с лодкой.
Около лодки крупная щука часто
пытается уйти прямо под лодку, сделав мощный рывок. К
этому нужно быть готовым и опустить конец спиннинга в
воду, подняв рукоятку с катушкой вверх, иначе вы его
просто сломаете. Если на лодке установлен мотор, то при
вываживании крупной щуки его тоже желательно поднять из
воды. Нередки случаи, когда щука наматывала леску на
винт мотора.
Другая очень важная деталь: никогда
не следует допускать слабины лески. Если щука плывет
прямо на вас, быстро подматывайте леску, держа спиннинг
под углом, пока не ощутите контакта между рыбой и
спиннингом. Помимо постоянного давления на рыбу,
спиннинг должно пружинить при бросках и других движениях
щуки. При слабонатянутой леске не только теряется
контакт, но и контроль за ней. К тому же крючок может
отцепиться, если растянет проделанную
им дырку в тонкой нижней челюсти, — прежде всего
во время грубой и длительной борьбы с крупной рыбой. В
худшем случае дырка может быть такой большой, что крючок
просто выпадет из нее, если щука потрясет головой, а
натяжение лески и давление спиннинга недостаточны.
Перед вываживанием как следует
утомите шуку. Крупная особь всегда имеет запас сил, даже
если и кажется измотанной и усмиренной.
Чтобы наиболее эффективно
использовать упругость спиннинга, нужно держать его
примерно под углом 90 градусов по отношению к леске — и
к рыбе. Тогда давление на рыбу будет самым сильным, и
она быстрее измотается. Маленьких щук можно просто
подтянуть, вращая катушкой, а больших следует
«выкачивать». Для этого надо поднять вершинку удилища,
быстро опустить ее и подмотать свободную леску, затем
повторить эти действия еще раз и еще.
Форсировать борьбу тоже не следует:
дайте щуке как следует устать. При помощи относительно
свободно выставленного фрикционного тормоза щуке можно
позволить кидаться и, таким образом, самой себя
измотать. Только в зарослях камыша и там, где имеются
затопленные деревья и прочий мусор, щуку надо брать
быстро и решительно, поскольку существует опасность, что
она запутает леску в растительности или в корягах.
Застрявшие таким образом щуки часто отцепляются и
уходят.
Тот, кто ловит с лодки, поставленной
на якорь, должен также остерегаться якорного троса. Из
собственного опыта я знаю, что требуются умение и
большая удача, чтобы выводить щуку, которая обвилась
вокруг якорного троса. Кроме того, есть риск, что она
зацепится за винт, поэтому всегда надо быть наготове,
чтобы быстро поднять подвесной мотор, если действиями
щуки будет трудно управлять вблизи лодки.
В следующей статье давайте
рассмотрим, как нужно вытаскивать щуку из воды. На этом
этапе ловли случаются тоже немало ошибок, что приводит к
сходу рыбы.
Читайте также о других рыбах:
13
статей
о ловле судака
Статьи о других рыбах.
15 статей о ловле окуня.
12 статей о ловле плотвы.
О рыбах
|