г. Выкса Нижегородская область

 

Мореходность самодельных туристических судов.

Под мореходностью понимают некоторую совокупность эксплуатационных качеств судна, которыеПлавучесть лодок. обеспечивают безопасность его плавания в определенных условиях (высота волн, сила ветра я др.). Главные из них— это запас плавучести, непотопляемость, ходкость, поворотливость, остойчивость и устойчивость на курсе. Дальнейшее рассмотрение этих свойств применительно к самодельным туристским судам проведено на основе понятий и обозначений, принятых в спортивном судостроении. (Перечень понятий и определений см. в конце главы, с. 38—40).

Плавучесть. Для того чтобы судно не тонуло, необходимо силу тяжести судна G — равнодействующую сил тяжести экипажа, груза и самого судна, приложенную в центре тяжести судна ЦТ и направленную вертикально вниз, уравновесить силой поддержания (рис. 1,а). Сила поддержания (плавучести) Р — равнодействующая всех сил давления воды на погруженную в нее часть корпуса судна — приложена в центре плавучести (величины) ЦВ и направлена вертикально вверх. Точка ЦВ совпадает с центром тяжести воды, вытесненной судном, а поддерживающая сила равна весовому водоизмещению — произведению удельного веса воды у на объемное водоизмещение V, т. е. P = yV.

Для того чтобы противодействовать погружению корпуса при крене, обеспечивать всхожесть на волны и валы, судно должно обладать определенным запасом плавучести, под которым понимают предельно возможное возрастание силы плавучести. Этот запас создается защищенными от воды объемами надводной части судна.

 

Для открытых лодок (беспалубных) запас плавучести обеспечивается высотой надводного борта. У спасательных шлюпок в полном грузу высота надводного борта должна составлять в самом широком месте судна (миделе) 6%, а в носу и корме 10% от длины судна по плоскости конструктивной ватерлинии (КВЛ). Для прогулочных судов высота надводного борта устанавливается в зависимости от высоты волн, при которых разрешена их эксплуатация, но не менее 6% от длины судна.

высота  борта   (м)   .  ,  .  .     0,20   0,25   0,32   0,43   0,60

высота  волн    (м)   .... ……    0,20   0,50   0,70   0,90  1,20

У туристских судов, предназначенных для плавания по бурным рекам, где валы носят беспорядочный характер, а удельный вес вспененной воды сильно падает, запас плавучести должен обеспечиваться более действенными способами. Эти суда следует делать закрытыми, т. е. они должны иметь в каком-то смысле палубу. Действительно, самодельные туристские катамараны и плоты не имеют заливаемых водой полостей (кокпитов, трюмов) — вся их плавучесть создается герметичными объемами. У современных самодельных туристских байдарок водонепроницаемые деки (палубы) выполняются как одно целое с фартуком, а посадочные люки минимальных размеров закрываются вокруг гребцов водонепроницаемыми юбками.

Установленных норм по запасу плавучести для этих судов нет, на практике же бытуют две тенденции. Сторонники одной принимают полный объем, например, плотов равным 3,5- и даже 5-объемным водоизмещениям, считая, что такие суда ходят «суше», лучше ведут себя, когда их потоком прижимает к неподвижному препятствию, и, следовательно, безопаснее. Сторонники другой берут полный объем, например, для катамаранов и байдарок больше их объемного водоизмещения всего в 2— 2,2 раза. Как будет показано ниже, такой запас плавучести для катамаранов является минимальным по соображениям остойчивости. Эти суда ходят «мокро», но гораздо легче и с меньшей потерей скорости преодолевают валы. Известно, что и парусные суда одновременно быстроходными и «сухими» не бывают.

Непотопляемость. Под этим понимают способность полностью залитого водой судна сохранять некоторый запас плавучести. Для полностью груженных прогулочных судов требуется, чтобы они, будучи затоплены водой, сохраняли запас плавучести не менее 10% от их полезной грузоподъемности.

При этом предполагается, что экипаж, находясь в воде рядом с судном, может придерживаться за него руками. По этим нормам на члена экипажа двухместной туристской байдарки требуется объем непотопляемости всего 25 литров.

Если обратиться к туристской практике, то большинство современных самодельных судов, которые применяются на более или менее сложных реках (катамараны, каркасно-надувные байдарки и др.), имеют объемы непотопляемости по 60 и более литров на члена экипажа. Это позволяет экипажу при аварии самому поставить судно па ровный киль или взобраться на него.

 

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница 

 

 
 
 

 

 

 

Смотрите на сайте:

Выбор мотора и лодки

Лодка для мотора.

Сотни узлов и петель

Рыболовные узлы.

О жерлицах и кружках

Статьи о жерлицах и кружках.

Выбор мотора и лодки

Выбор мотора для лодки.

       

Фото и описание грибов

Макросъемка грибов в лесу.

Фотоотчеты о рыбалках

Отчеты о рыбалках.

Чертеж якоря

чертеж простого якоря.

Узлы для воблера

Привязываем воблер к леске.

 
       

воблеры Raiden по лучшим ценам

 

Ловля с поплавком. Видео

Монтаж поплавка, видео.

Стопоры для поплавка

Стопоры для поплавка на леску.

Как сделать поводок

Поводки для спиннинга.

Ночник-щучья голова

Чучело щуки.

Как привязать поводок. Видео

Как привязать поводок или мормышку.

Ловля на кружки

Кружки для щуки.

Загадочный ротан

Как ловить ротана зимой и летом.

Троллинговые воблеры

Воблеры для троллинга.

Календарь рыболова

Где, когда и на что ловить рыбу. Календарь.

Снасти для троллинга

Снасти для троллинга.

Ловля троллингом

Все о троллинге.

О жерлицах и кружках

Статьи о жерлицах и кружках.

Необычные приманки
Необычные воблеры.
 
 
  Рыболовный сайт Фарватер

 

 

 

 

Copyright © 2004-2017