§ 1.
Порядок получения удостоверения на право управления маломерным моторным
судном.
Возможно, некоторые данные
устарели. Уточняйте в местных отделах ГИМС.
В
соответствии с существующими положениями для управления катером,
яхтой, шлюпкой и лодкой с механическими двигателями любой мощности и
водоизмещения независимо от района плавания необходимо иметь
удостоверение на право управления маломерным судном.
В
удостоверении записывается обязательно мощность, а подчас водоизмещение
или парусность судна, которым может управлять судоводитель, или то и
другое; указывается район плавания, где судоводитель может управлять
судном (название реки, ее участка или района внутренних водных путей, в
соответствии с установленной классификацией или по географическим
пунктам, район порта или удаленность от определенных пунктов берега и
баз и т. д.).
Удостоверение на право управления маломерным судном выдается после сдачи
экзаменов в квалификационных комиссиях, создаваемых в порядке,
устанавливаемом законодательствами союзных республик.
В таких
комиссиях принимаются экзамены на право управления маломерными судами,
не подлежащими техническому освидетельствованию Регистром на годность к
плаванию.
К экзаменам
на право получения удостоверения судоводителя-любителя допускаются лица
не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья управлять маломерным
судном и умеющие плавать.
Членам детских водомоторных и парусных
спортивных секций в отдельных случаях разрешается сдача экзаменов с 16
лет.
Экзамены
сдаются в зависимости от района будущего плавания судна. Для плавания в
прибрежных зонах морей, а также на внутренних судоходных путях разряда
М необходимо сдать экзамены по морской лоции, навигации,
навигационным приборам, основам метеорологии, судовой практике (с
основами теории и устройства судна), а также по «Правилам для
предупреждения столкновения судов в море» (ППСС).
Для плавания на
внутренних судоходных путях разрядов О экзамены сдаются по тем
же дисциплинам, в том же объеме, но вместо «Правил для предупреждения
столкновения судов на море» и морской лоции надо держать экзамены по
«Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и речной лоции.
|
|
|
|
|
|
На
внутренних судоходных путях разрядов Р и
Л вместо
навигации, навигационных приборов сдается экзамен по речной лоции и
«Правилам плавания по внутренним судоходным путям».
Теоретический
экзамен по судовой практике сдается в зависимости от района, где судно
должно плавать: море, река, озеро, искусственные судоходные пути,
соответственно условиям плавания по разряду внутренних судоходных путей.
Квалификационные комиссии могут изменять требования к экзаменующимся,
увеличивая конкретно объем программы по отдельным темам дисциплин, так
как специфика плавания в разных местах различна.
Если
предстоит смешанное плавание по внутренним судоходным путям и по морю,
судоводитель-профессионал должен иметь два свидетельства на право
управления — морское и речное или к одному из свидетельств выдается
вкладыш, заменяющий другое свидетельство.
Лица,
которые экзаменуются в квалификационных комиссиях для получения
удостоверения на право управления маломерным судном, представляют в
комиссию:
1. Две
фотокарточки паспортного образца.
2. Справку о
медицинском осмотре на предмет годности управлять маломерным судном.
Срок годности справки — 2 месяца со дня получения.
3. Сведения
о плавательном стаже, если он имеется.
4. Справка
об окончании судоводительских курсов.
Комиссия
может затребовать документы о приписке, мощности, водоизмещении
маломерного судна, которым судоводитель должен управлять, и другие
документы, в том числе судовые.
При явке на экзамен в квалификационную
комиссию нужно иметь паспорт или документ, заменяющий его.
§ 2.
Технический надзор и регистрация маломерных судов.
Маломерными
судами на морях и реках называют мотолодки, яхты, гребные шлюпки,
катера, боты, в том числе и всевозможные мелкие суда, имеющие местные
названия, не подпадающие под надзор Регистра РФ (на море) и Речного
Регистра (на внутренних водных путях), а также другие суда, не
эксплуатирующиеся на судоходных путях.
Эти суда
обычно предназначены для перевозки не более 12 человек, имеют, как
правило, подвесные стационарные моторы. Это суда, принадлежащие в
меньшей мере организациям, а в большинстве своем (более 90%)—лично
гражданам.
Суда,
находящиеся в личной собственности граждан, не могут использоваться для
извлечения нетрудовых доходов.
Регистрируются и проходят ежегодное техническое освидетельствование на
годность к плаванию все маломерные суда в порядке, устанавливаемом
законодательствами союзных республик.
|
|
|
|
|
Регистрация
маломерных судов производится по месту постоянного жительства владельца
судна или места нахождения организации. Для регистрации и получения
судового билета нужны следующие документы:
1. Форменное
заявление о регистрации.
2.
Предъявляются юридические документы, подтверждающие право собственности
на судно и его двигатель.
3. Если
судно принадлежит организации, то необходимо иметь подтверждающее письмо
организации с указанием места стоянки и ответственного за судно.
При
изменении владельца судна производится перерегистрация.
При
изменении постоянного места жительства владельца судна последнее вновь
предъявляется для регистрации по новому месту жительства владельца с
обязательным снятием его с учета на прежнем месте.
Эти
категорические требования по регистрации в одинаковой степени относятся
и к тем индивидуальным владельцам, которые приобрели маломерные суда, но
не поставили их на учет, не имеют удостоверения судоводителя на право
управления ими.
Маломерные
суда регистрируются только на одного владельца.
К форменному
заявлению о постановке судна на учет прилагаются квитанции об уплате
установленных сборов.
Внесенному в
Государственные судовые реестры или судовые книги маломерному судну
присваивается номерной знак (регистрационный номер) в соответствии с
записью в реестре. Судовладельцу выдается судовой билет с этим же
номером.
Номер состоит из трех литер русского алфавита и четырех цифр. Например,
МЛА-32-85. Первые два литера обозначают область, край, автономную
республику, а третий литер — район, где судно базируется и
зарегистрировано.
Номер на
маломерных судах в Российской Федерации наносится на бортах на
расстоянии от 1/4 длины судна (от форштевня) и на транце.
Буквы и цифры
по высоте должны быть не менее 15 см и быть резко контрастными
по отношению к цвету окраски корпуса. При стоянке и на любом режиме
движения номер должен быть хорошо виден.
|
|
|
|
|
|
Название
судна и эмблема могут присваиваться владельцем и наноситься на борт
судна в носовой части впереди номерного знака буквами, менее
контрастными по цвету и меньшими по величине, чем номер: Другие надписи
на борту судна наносить не разрешается.
В некоторых
союзных республиках, а. также в областях и краях Российской Федерации
предусмотрен порядок, при котором вместе с судовым билетом выдается
номерной знак.
После
постройки судна и проведения его испытаний Регистром выдается
удостоверение на годность судна к плаванию (книга судовых документов).
В выдаваемых
судовых билетах и в удостоверениях на годность к плаванию записывается
присвоенный судну класс, возможное расстояние удаления от берега или от
укрытий, допустимое для судна волнение, на котором судно может плавать,
указывается и район плавания.
Нормируется
и указывается мощность двигателя или тип его, количество моторов,
которое может быть установлено на судне, записываются также основные
размеры корпуса и номер его при заводском изготовлении, тип двигателя и
номер его, наименьшая допустимая высота надводного борта, нормы
снабжения, в том числе спасательными, противопожарными и другими
принадлежностями, судовые устройства и оборудование, нормы
пассажировместимости, грузоподъемность при различном волнении.
Кроме
технического освидетельствования, поднадзорные в техническом отношении
Регистру суда регистрируются на внутренних водных путях в судовых
реестрах судоходных инспекций, а плавающие на море — в судовых реестрах,
хранящихся г. морских торговых портах.
Судовые
документы во время плавания всегда должны находиться на судне и
храниться в легкодоступном сухом месте. На малых открытых судах их можно
хранить в непромокаемом пакете.
Эксплуатация
маломерных судов, не поставленных на учет или не прошедших очередного
ежегодного навигационного-технического освидетельствования на годность к
плаванию, запрещается.
При дальних
и ближних туристских плаваниях-походах должна быть маршрутная книжка,
выдаваемая маршрутно-квалификационными комиссиями туристских,
водно-моторных, морских и других советов, клубов, секций.
Предыдущая
Учебник судоводителя
Следующая
|
|
|
|
|
|
Смотрите на сайте:
|
|
|
|
|
|
|