На лодке
можно плавать как на веслах, так и с подвесным лодочным мотором,
например «Салют», «Стрела» и др. Разумеется, браться за ее изготовление
могу посоветовать только тем, кто уже имеет опыт малого судостроения.
Рисунок
1

Рисунок 2

Все
секции лодки прочно стягиваются стальным тросом Ø2,5-3 мм, прикрепленным
к натяжному устройству 14 на корме. Трос набрасывается на пропускные
скобы под привальным брусом по наружной стороне одного из бортов,
пропускается в носовой части в проушине швартовного рыма через латунную
трубку 21 и выходит под днищем лодки около 1-го шпангоута 1. Затем трос
проходит под днищем II, III, IV секций и около 4-го шпангоута
пропускается через латунную трубку 27, которая проходит внутрь лодки и
выходит в транец на наружную его сторону 28. Тот же путь трос
проделывает вдоль другого борта. Для большей надежности 2-й и 3-й
шпангоуты стягиваются легкими струбцинами.
Начинают
строить лодку, как и положено, со стапеля 33, наружные очертания
которого соответствуют внутренним обводам лодки. По торцовой стороне
сделайте вырезы для установки шпангоутов. Затем на доски толщиной 35-50
мм и шириной 120-150 мм на раскосах точно по центру установите килевую
балку с вырезами для шпангоутов. Проведите по ее верхней грани
продольную осевую линию - линию диаметральной плоскости (ДП) и
прострогайте уклоны от ДП по форме изгибов шпангоутов. На носовом конце
килевой доски укрепите носовую колодку 34, а на ее выпуклой сфере
сделайте срез на глубине 15 мм для установки форштевня.
Для
изготовления шпангоутов используйте четыре шаблона. Главной частью
каждого из них послужит деревянный щит из досок толщиной 20-30 мм. На
щит нанесите разметку по наружным очертаниям соответствующего шпангоута.
На внешней стороне начерченного контура привинчиваются шурупами
промазанные казеиновым клеем маленькие деревянные кубики (20X30X50 мм).
Для
форштевня изготовьте болван из доски 45-50 мм, пропарьте два бруска
(15X40X900 мм), согните на болване, приверните с двух концов шурупами н
оставьте до полного высыхания.
Пропарьте привальные брусья и форштевень и привинтите шурупами по концам
к соответствующим каждой секции обводам на стапеле, а форштевень - на
носовую колодку. Таким образом, пока вы будете изготавливать шпангоуты,
привальные брусья и форштевень высохнут и примут нужные формы.
Выструганные в соответствии со шпангоутами рейки хорошо пропарьте в
изготовленном из кровельного железа противне на костре, согните на
шаблоне последовательно одну к другой (шпангоуты собираются из трех
реек). Затем струбцинами прижмите рейки к деревянным кубикам и дайте им
просохнуть не менее трех суток. Хорошо просушенные рейки склейте между
собой в том же порядке и в тех же шаблонах.
Подмоторную доску транца, стойку и ранцевый шпангоут соберите на шип, а
концы шпангоута укрепите шурупами 60X5, предварительно смазав места
соединений казеиновым клеем.
Разметьте и вырежьте из фанеры обшивки 26 для транца и переборок на 1-м
и 3-м шпангоутах. Промажьте клеем или краской и приверните фанеру к
шпангоутным роликам. Подрежьте выступающие концы фанеры по контурам
шпангоутов и транца и хорошо просушите их.
Сборка корпуса.
После
того как переборки, шпангоуты и транец подготовлены, установите их на
стапель в вырезы, а транец приверните тремя шурупами к торцу стапеля.
Тщательно проконтролируйте правильность расположения шпангоутов
относительно диаметральной плоскости. Концы шпангоутов привинтите к
стапелю шурупами (головками с внутренней стороны лодки).
При
установке шпангоутов попарно создайте между ними зазор 2-3 мм за счет
нескольких коротких прокладок. В вырезах килевой доски закрепите
шпангоуты клиньями, а в местах закругления стяните их между собой
изнутри двумя струбцинами, а переборки - двумя винтами.
Теперь
спаренные и закрепленные шпангоуты прималкуйте, а на 1-м и 4-м и на
транце прострогайте уклоны в соответствии с обводами корпуса,
прикладывая для контроля металлическую линейку.
У
установленного ранее в вырез носовой колодки форштевня прострогайте
откосы по обе стороны ДП для крепления к ним носовой обшивки. Приверните
форштевень шурупами по откосу с одной стороны от ДП.
Обшивка.
Обшивку
корпуса начинайте с кормы. Перед раскроем фанерной обшивки следует
вырезать из картона или просто из плотной бумаги выкройку. При
вычерчивании и выпиливании каждого куска оставляйте припуски 3-5 мм.
Крепят обшивку к шпангоутам шурупами и промазывают казеиновым клеем от
ДП к бортам в шахматном порядке (расстояние между шурупами 40-50 мм).
Затем
приверните несколькими шурупами с промазкой клеем привальные брусья.
Обрежьте острым ножом выступающие части обшивки по кромкам шпангоутов. В
том же порядке обшиваются другие секции. Нос обшивается двумя кусками
фанеры, соединяющимися под фальштевнем по ДП с предварительной
подготовкой выкройки из картона.
Перед
постановкой фальштевня выверните монтажные винты крепления форштевня,
затем подгоните первый по месту и установите его на клею и шурупах.
Рубанком придайте фальштевню в сечении форму трапеции.
На днище
поставьте на клею наружные стрингеры, шурупы ввинчивайте только на
концах стрингеров для закрепления их к шпангоутам.
Теперь
можно снять корпус со стапеля. Отпилите монтажные припуски шпангоутов,
прострогайте выступающие края фанерной обшивки и проверьте, чтобы шурупы
обшивки не выходили за плоскости фанеры.
Окончательная отделка секций лодки, монтаж деталей троса, покраска.
После
снятия лодки со стапеля наружные привальные брусья прикрепите концами к
шпангоутам сквозными болтами М5, а по всей длине изнутри лодки -
гвоздями или шурупами. Привальные брусья имеют на стыках трубчатые
соединения из тонкой (1 мм) нержавеющей стали. Прямоугольные трубки
соединений крепятся сквозными болтами к шпангоутам и к привальному брусу
своей секции.
В
форштевне просверлите отверстие 12 мм, установите рым-болт, скобу, а в
днище носовой секции просверлите два отверстия Ø6-6,5 мм, вставьте с
промазкой зазоров цинковыми белилами две латунные трубки Ø6X1 мм в эти
отверстия. Пропустите трубки через скобу и рым с выводом их одной на
левый, а другой на правый борты. Для того чтобы носовая секция была
водонепроницаемой, вырежьте из фанеры палубу с лючком. Палубу крепите на
шурупах, промазав места прилегания масляной краской (цинковыми
белилами), к привальному брусу и бимсу.
Для
герметичного закрывания лючка в палубе изготовьте крышку с прокладкой из
жгута мягкой резины. Задраивается лючок прижимной балочкой с болтом. На
палубе по борту приверните с промазкой цинковыми белилами бортовые
брусья. Обклеив внутреннюю часть носовой секции лодки пенопластом
толщиной 20 мм, получите холодильник.
В транце
и днище кормовой секции около шпангоута просверлите отверстия и вставьте
в гнезда латунную трубку, промазав цинковыми белилами или шпаклевкой.
Концы трубки, которые вставляются в днище, необходимо расплющить до
размера щели 3-3,2 мм.
На 2-м и
4-м шпангоутах установите скуловые кницы. Они вырезаются из фанеры
толщиной 5-6 мм и привертываются четырьмя шурупами с промазкой
казеиновым клеем к торцевой части шпангоутов с внутренней стороны
секции.
Все
секции следует прималковать, чтобы не было ступенчатости между секциями
в собранном виде. Затем, если обшивка не из водостойкой фанеры, дважды
покройте горячей олифой все поверхности, включая и внутренние. После
того как грунтовка высохнет, прошпаклюйте и покройте горячей олифой
наружную поверхность еще раз. После высыхания покрасьте всю лодку
масляной краской. В пазы шпангоутов вставьте жгуты мягкой резины, и
краска, высыхая, приклеит ее.
|