Сам
полет (в случае установки обычного подвесного лодочного мотора)
происходит следующим образом: в статическом положении, при нормальной
осадке лодки, задняя кромка обеих плоскостей погружается в воду на
глубину 80-100 мм; при трогании с места и на скоростях порядка 20-30
км/ч эти погруженные участки крыльев создают дополнительную подъемную
гидродинамическую силу, способствуя «всплыванию» лодки; одновременно на
непогруженной части крыльев возникает аэродинамическая подъемная сила, и
при достижении лодкой воздушной скорости порядка 50-55 км/ч происходит
отрыв крыльевой системы от поверхности воды. Узкая щель, образующаяся
при этом между задними кромками крыльев и водой, способствует протеканию
встречного потока вдоль корпуса лодки, увеличивая тем самым подъемную
силу и как бы «выглаживая» волны и брызговые струи. Лодка взлетает и
продолжает движение на высоте 0,3-0,5 м, используя эффект динамической
воздушной подушки.
Из
сказанного понятно, что наивыгоднейшим для быстрого взлета является
движение против ветра - в этом случае его скорость суммируется со
скоростью лодки, и необходимая воздушная Скорость достигается быстрее, В
случае установки подвесного мотора высота полета регулируется
автоматически; по мере выхода гребного винта из воды она может
снижаться, поскольку тяга винта падает. Эта взаимозависимость облегчает
управление аппаратом и позволяет надеяться на широкое распространение в
недалеком будущем «летающих лодок» именно с подвесными моторами.
Винтомоторная установка с воздушным винтом значительно расширяет рамки
применения «летающих лодок», поскольку они становятся независимыми от
воды и способны продолжать полет практически над любой подстилающей
поверхностью, будь то песок, заболоченные луга, молевые участки водоемов
или лед. При этом высота полета может увеличиться (с описываемым
крыльевым устройством) до 1-1,5 м.
Разработанная и построенная нами винтомоторная установка состоит из
силовой головки подвесного лодочного мотора «Вихрь-25» с цепной
передачей на воздушный винт. Редукция 1 : 3, что позволяет максимально
использовать КПД винта. Поскольку двигатель «Вихря» имеет водяное
охлаждение, его пришлось оборудовать водорадиатором и расширительным
бачком емкостью 2 л. В качестве водорадиатора можно использовать
маслорадиатор от автомобиля «Москвич-412» или один из имеющихся в
ассортименте автомобильных водяных обогревателей, установив его так,
чтобы он обдувался потоком воздуха от винта.
Проведенные испытания на воде показали, что в целом навесная крыльевая
система себя оправдала. Но это не значит, что ее следует копировать: об
этом рано говорить, поскольку сам принцип полета на малой высоте еще не
нашел широкого применения и техника его недостаточно изучена. Наша
работа пока дает только отправные данные для дальнейших экспериментов.
Ю.
Макаров, В. Аникин, А. Соболев

Рис. 1. Общий
вид и детали конструкции: А - крыльевая система в комбинации с подвесным
лодочным мотором: 1 - корпус типа
«тримаран»; 2 - навесная консоль крыла; 3 - габаритный огонь
(слева - красный, справа - зеленый); 4 - передний лонжерон центроплана;
5 - задний лонжерон центроплана; 6 - подвесной лодочный мотор мощностью
25-30 л. с.; 7 - узел крепления задней кромки крыла к корпусу;
Б - конструкция
силовой рамы центроплана: 1 - передний
лонжерон; 2 - фланцы крепления к бортам корпуса мотолодки; 3 - задний
лонжерон; 4 - конусные болты; 5 - трубчатый наконечник заднего
лонжерона; 6 - узел крепления задней кромки крыла; 7 - трубчатый
наконечник переднего лонжерона;
|