г. Выкса Нижегородская область

 

Разборная лодка с мягкой обшивкой.

Существенными преимуществами разборных лодок является универсальность их применения, удобство доставки к водоему, а также простота хранения, что гарантирует их долговечность. Еще удобнее разборная лодка облегченной конструкции с мягкой обшивкой. Такую лодку я построил самостоятельно и уже много лет успешно пользуюсь ею. Ее основные технические данные: длина — 3,2 метра, ширина — 1,2 метра, высота борта у мидельшпангоута — 0,36 метра, грузоподъемность — 200 килограммов. Весит она 11 килограммов, собирается и разбирается за 20 минут. Все узлы и детали, включая весла, помещаются в чехол размером 180Х 1250 миллиметров, а обшивку крепят к чехлу снаружи или укладывают в рюкзак. Впрочем, при желании ее можно тоже уложить в чехол.

Лодка остойчива и надежна, позволяет двигаться с достаточной скоростью. В ней свободно размещаются два рыболова с грузом.

Каркас лодки представлен на рис. 1. Для обеспечения его жесткости предусмотрены распорки.

Детали каркаса делаю из твердой древесины (ясеня, дуба, рябины), предварительно хорошо просушенной, без сучков, трещин и кривослоя.

 
 

 

Кильсон -  наиболее нагруженный узел и должен обладать достаточным запасом прочности и жесткости. Его предпочтительнее изготовлять из ясеневых реек размером 40Х 15Х 1100 миллиметров. Кильсон состоит из трех частей - кормовой, средней и носовой (рис. 2).

Сборку его целесообразно начинать со средней части. Для этого подбираю прямые, одинаковой высоты и ширины рейки, которые устанавливаю на временных распорках длиной 120 и высотой 40 миллиметров и закрепляю винтами. На концах реек в вертикальной плоскости сверлю отверстия диаметром 4 миллиметра под винты М4 для последующего крепления опорных планок из 10-миллиметровой фанеры. После установки и закрепления планок на эпоксидном клее и винтах с двух сторон, а также упоров по размерам шпангоутов и ограничительных планок временные распорки снимаю. Чертеж каркаса лодки

Далее должны быть тщательно пригнаны носовая и кормовая части кильсона к средней части и установлены мерные распорки. Внутренние стороны реек с одного конца рубанком нужно свести на конус (5Х 50 миллиметров), затем собрать их с пластинами носовой и кормовой частей кильсона и закрепить заклепками диаметром 3 миллиметра. Сопрягаемые поверхности носовой и кормовой частей должны плотно, без зазора входить во внутреннюю полость средней части кильсона. Выполнив общую сборку частей кильсона между собой, а также с форштевнем и ахтерштевнем, в вертикальной плоскости на концах реек сверлю отверстия диаметром 4 миллиметра — под крепление упорных (фиксирующих) планок винтами и гайками М4.

Для большей прочности и жесткости соединений частей кильсона с опорными и упорными планками перед их установкой наношу на зачищенные контактирующие поверхности клеевой состав из эпоксидного компаунда — 100 частей и полиэтиленполиамина -12 частей по весу. Склеиваемые детали выдерживаю под нагрузкой в течение суток.

Ахтерштевень и форштевень (рис. 1) устанавливаю в процессе общей сборки. Нижний конец закрепляю с помощью заклепок диаметром 3 миллиметра; верхнее отверстие диаметром 4,2 миллиметра сверлю после установки ахтерштевня и форштевня под углами 10 и 20 градусов по шаблону. Крепление производится винтами и гайками М4.

Шпангоуты (рис. 3) выполнены из реек сечением 17X20 миллиметров. Боковые ветви и основания соединены между собой заклепками и косынками Длину основания и угол скоса р выбираю по таблице (см. рис. 3).

Угол наклона боковых ветвей носового шпангоута равен 15°, остальных — 10°. Боковые ветви устанавливаю шарнирно и фиксирую по шаблону, вырезанному из картона. Через отверстия в косынках сверлю отверстия в боковых ветвях под заклепки диаметром 3 миллиметра и винты М4, в соответствии с размерами, указанными на рис. 3. При окончательной сборке каркаса на верхней части основания шпангоутов 4 и 11 (рис. 1) устанавливаю верхний и нижний замки для крепления настила и шпангоута к кильсону. На боковых ветвях с наружной стороны устанавливаю петли для крепления верхних стрингеров к шпангоутам, а с нижней части — застежку для соединения нижних стрингеров со шпангоутами.

Транец (рис. 4) сделан из реек сечением 15Х 20 миллиметров.

Он состоит из двух боковых ветвей, соединенных между собой основанием и рейкой верхней с помощью косынок, заклепок и винтов М4. Соединения шарнирные, что позволяет детали складывать в чехол. На ахтерштевне транец закрепляется уголками и нижним замком.

Стрингеры (рис. 5) изготовляю из гибких реек сечением 20 X 12 и длиной 1100 миллиметров, соединенных между собой с помощью шарнирных замков.

С носовой и кормовой сторон окончательно собранных стрингеров устанавливаю проушины, а также крючки. При этом носовую проушину и соединительные крючки навешиваю после окончательной установки шпангоутов на кильсоне, закрепления форштевня и ахтерштевня: Сначала монтирую нижние стрингеры, после чего по фактической длине устанавливаю верхние стрингеры.

Уключину в сборе (рис. 6) закрепляю на рейке уключины (рис. 1), которую устанавливаю по месту в процессе общей сборки каркаса с помощью винтов и гаек-барашков М5.

Весло сборное (рис. 7) состоит из рукояти, замка и лопасти. Замок весла имеет скос и два кольца диаметром 40 миллиметров, закрепленные неподвижно с помощью шурупов и эпоксидного клея. Скос и кольца тщательно подгоняю, чтобы между ними не было зазоров и люфта, пропитываю водостойким лаком, просушиваю, соединяю окончательно и сверлю отверстие диаметром 4,5 миллиметра под винт М4 и гайку-барашек.

Лопасть весла делаю из фанеры или алюминиевого листа толщиной 1,0—1,5 миллиметра. Фанеру выгибаю по шаблону, сушу, шлифую и покрываю водостойким лаком. Из алюминиевого листа изготовить лопасть значительно проще: достаточно вырезать по контуру, зачистить острые кромки, выгнуть по шаблону и по краям сделать ребра жесткости. Прикрепляю лопасть к стержню с помощью заклепок диаметром 3 миллиметра.

Общую сборку каркаса выполняю в следующей последовательности. Собираю кильсон, устанавливаю шпангоуты, транец, стрингеры нижние, стрингеры верхние и закрепляю их в соответствии с приведенными на чертежах узлами крепления. В нижних стрингерах проушины необходимо выгнуть под углом 90°, чтобы можно было крепить их к транцу винтами М4. В носовой части проушины устанавливаю по месту после закрепления распорок кормовых и распорок форштевня. Закрепив верхние стрингеры к транцу и форштевню, устанавливаю крючки (см. позицию 3 на рис. 5) с помощью шурупов 2,5Х 10 миллиметров. Если древесина очень плотная, то под шурупы приходится сверлить отверстия диаметром 2 миллиметра. Когда каркас окончательно собран, запиливаю острые края, шлифую мелкой наждачной шкуркой, а затем устанавливаю днищевые распорки (позиция 10 на рис. 1).

Каркас необходимо подвергнуть испытанию под статической нагрузкой, для чего устанавливаю его на двух опорах, расположенных на одинаковом расстоянии от центра, и в средней части прикладываю нагрузку в 20 килограммов, последовательно увеличивая ее до 40, 60, 70 килограммов. После этого разгружаю каркас, последовательно уменьшая нагрузку кратно 20. Осматриваю все детали кильсона, стрингеров, в случае появления дефектов исправляю их.

Поверхности всех деревянных частей каркаса после тщательной шлифовки, зачистки заусенцев и острых кромок покрываю водостойким лаком в три слоя. Каждый слой нужно просушить в течение времени, указанного в правилах пользования лаком.

Обшивку изготовляю из легкого брезента, ширина которого должна быть достаточной, чтобы покрыть все днище до ватерлинии. Боковую сторону выше ватерлинии обшиваю плотной и прочной палаточной или другой подходящей тканью. Если необходимо соединить два куска ткани, это надо делать на швейной машине нитками № 10 или № 12 или вручную кордовыми либо парусными нитками в две строчки. В случае ручной сшивки поверхности брезента покрываю два-три раза резиновым клеем.

На каркас, поставленный на опорах днищем вверх, натягиваю обшивку, мелом размечаю места соединения кормовой и носовой частей, а также места ушивки клиньев по обводам лодки. Вначале сшиваю кормовую часть обшивки как наиболее сложную по конфигурации, а затем носовую. К верхней части обшивки прикрепляю временные антапки, через которые пропускаю веревки, предназначенные для равномерного натягивания ее по длине и ширине. Размечаю верхний обрез обшивки, дважды подворачиваю его и прошиваю двойным швом. Равномерно по всей длине верхней части обшивки пришиваю крючки, которыми она закрепляется на верхнем стрингере.

 

 

Снаружи обшивку промазываю резиновым клеем или раствором сырой резины в бензине «Галоша».

Все. швы тщательно покрываю раствором резинового клея или клея марки 51-К-1 (ТУ 005300-77). Лучшим покрытием днища считаю тонкое резиновое полотно толщиной 0,3—0,5 миллиметра. Это полотно приклеиваю тем же клеем и равномерно прижимаю мешками с сухим песком. Клей быстро затвердевает, поэтому наносить его надо небольшими полосами на обезжиренную поверхность обшивки и сразу покрывать полотном с подготовленной поверхностью.

М. Матвеев

г. Ленинград

Еще о лодках читайте:

1. Самодельная лодка 1.

2. Самодельная лодка 2.

3. Байдарка-челнок (лодка из простых материалов)

4. Лодка на колесах

5. Лодка на крыльях

6. Плотик из камер

7. Разборная лодка с мягкой обшивкой.

8. Изготовление надувных лодок.

9. Советы по лодкам и моторам

 

О лодках 

 
 

 

 

 

 

 

Смотрите на сайте:

Конструкция коптильни

Цилиндрическая коптилка для мяса и рыбы.

Фото и описание грибов

Макросъемка грибов в лесу.

Видео. Ловля плотвы

Видео. Ловля плотвы на поплавочную удочку.

Календарь рыболова

Рыболовный календарь.

       

Учебник судоводителю

Книга для судоводителей.

Приманки для джига
Ловля джигом.

Карта реки Ока 1х1

Карта Оки.

Узлы для воблера

Привязываем воблер к леске.

 
       
       

Где и как ловить щуку

Как ловить щуку.

Ловля на кольцо

Ловля на кольцо.

Кормушка для кольца

Ловля на кольцо.

Как привязать поводок. Видео

Как привязать поводок или мормышку.

Ловля с поплавком. Видео

Монтаж поплавка, видео.

Защита от дождя

Защита от дождя - армейское пончо.

Щучье партсобрание

Ловля щуки на Оке.

Обзор GPS навигаторов

GPS навигаторы.

Выкройка жилета

Жилет для рыбаков.

Блеснение с лодки. Снасти.

Удочка для отвесного блеснения.

Блесна для щуки

Блесна для отвесного блеснения с лодки.

Новые старые блесны

Старинные блесны.

Скорость на глиссере

Скорость на глиссере.

Ночник-щучья голова!

Чучело щуки.

Как приготовить икру

Икра щуки.

Пайка металлов

Бензиновая и газовая горелки для пайки металлов.

Уловистость воблеров

Уловистые воблеры.

  Рыболовный сайт Фарватер

 

 

 

 

Copyright © 2004-2014