Основные части байдарки-челнока:
1 — спинка сиденья, материал — фанера
толщиной 4 мм; 2 — комингс, материал — дуб или сосна 16x60 мм; 3 —
волнорез, дуб или сосна, размер по месту; 4 — буртик, 10x30 мм; 5 —
привальный брус внутренний, сосна 16x30 мм; 6 — привальный брус
наружный, сосна 16 30 мм; 7 — сухарь, сосна, размер по месту; 8 —
карленгс, сосна 16; 30 мм; 9 — флор; 10 — шпангоут одинарный; 11 —
мидельвейс, сосна 16x30 мм; 12 — комингс; 13 — карленгс, 14 — сухарь;
15 — шпангоут усиленный, фанера 2x4x40 мм; 16 — привальный брус
внутренний; 17 — стрингер, сосна 10x25 мм; 18 — стрингер подпалубный,
сосна 10x30 мм; 19 — буртик; 20 — привальный брус наружный; 21 —
соединительная планка, дуб или сосна 16x16 мм; 22 — кормовая кница,
фанера толщиной 4 мм; 23 — носовая кница; 24 — соединительная планка,
дуб или сосна 16x16 мм; 25 — носовая кница; 26 — привальный брус
внутренний; 27 — кормовая кница; 28 — ахтерштевень.
Постройка лодки начинается с
заготовки детален. Основной для каждого флора (рис. 4) размер «А» дан в таблице
1.
Таблица 1
№ флора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Величина «А» |
85 |
128 |
195 |
265 |
345 |
398 |
435 |
450 |
№ флора |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Величина «А» |
450 |
44С |
400 |
350 |
270 |
198 |
130 |
90 |
Флоры должны быть аккуратно пронумерованы во избежание ошибок при
сборке; нумерация ведется от носа к корме.

Сначала сделайте закладку:
узел, состоящий из киля и штевней (форштевня и ахтерштевня), а размеры
штевней
(рис. 6) в
таблице 2.
Таблица 2
Величина |
а |
б |
в |
г |
д |
с |
Форштевень |
385 |
32 |
128 |
21 |
27 |
15,8 |
Ахтерштевень |
360 |
30 |
90 |
20 |
25 |
11,7 |
Затем к килю крепятся флоры, одним шурупом каждый.
Первый из
них ставится на 150 мм от носового конца киля, а остальные на 200 мм
друг от друга. Таким образом, при толщине флора 30 мм промежутки между
ними составят 170 мм.
Заготовки бимсов (рис. 3 и табл. 3) изготовляются,
размечаются и крепятся к полу (при помощи металлических скобочек и
мелких шурупов). Для этого на полу предварительно делается мелом
разметка.
Таблица 3
Величина |
Наименование
бимса |
носовой |
средний |
кормовой |
Б |
740 |
900 |
725 |
В |
74,5 |
80 |
14 |
Г |
об8 |
— |
— |
При установке закладки надо
следить, чтобы расстояние от пола до киля по всей его длине было равно
350 мм. При этом концы штевней крепятся к полу согласно разметке. Затем
флоры № 4, 9 и 13 соединяются с соответствующими заготовками бимсов
стойками, к которым (после проверки правильности установки киля)
присоединяются подкосы. Теперь в пазы заводятся внутренние привальные
брусья и крепятся тонкими гвоздями. Заметим при этом, что нумерация
флоров ведется от носа к корме.
Важной операцией является
установка бортовых ветвей шпангоутов. Фанера намертво крепится к флорам,
а к привальным брусьям — временно, небольшим гвоздем. На шпангоутах № 2,
3 полосы приходится присоединять к флорам несколько наискосок, что
необходимо для правильного прилегания стрингеров.
Теперь самая ответственная
работа — контроль и окончательная доводка шпангоутов. Прикладывая к ним
длинную тонкую рейку, надо добиться плавного прилегания ее ко всем
шпангоутам по всей длине. Шпангоуты, излишне выпирающие наружу или,
наоборот, запавшие внутрь, открепляют от привального бруса и
подправляют. Одновременно надо следить, чтобы длина левой ветви каждого
шпангоута равнялась длине правой. Затем каждую из ветвей делят на 10
равных частей и по карандашным засечкам устанавливают стрингеры. Крепить
их к шпангоутам надо мелкими алюминиевыми заклепками впотай, к флорам и
штевням — гвоздями. При креплении стрингеров к штевням последние
проходят малковку
(рис. 5):
заштрихованную часть дерева удаляют острой стамеской. При установке
крайней пары стрингеров, примыкающих к палубе, под них (между
шпангоутами) подкладывают полоски фанеры, равные по толщине шпангоутам.
Собранный набор очень полезно пропитать горячей олифой и просушить.
Обшивку лодки можно сшить, как
шьются чехлы для мебели. Однако лучшие результаты дает обтяжка корпуса
двумя полотнищами (правым и левым) без сшивания их. При этом оба
полотнища смыкаются (перекрывая друг друга на 30-40 мм) на киле и
штевнях. Ткань крепится к закладке и к припалубным стрингерам мелкими
гвоздями в натянутом состоянии. Хорошие результаты получаются при
натяжке оболочки в мокром виде (с последующей просушкой на месте).
Окончательно обшивка крепится
путем постановки наружных привальных брусьев, водореза, накладки на
ахтерштевень и фальшкиль.
Прилегающие к оболочке кромки
этих деталей покрываются перед установкой слоем густотертой краски,
которая при затягивании шурупов частично выдавливается и удаляется
ветошью. Готовая оболочка окрашивается масляной краской в два-три приема
с нанесением очередного слоя лишь после полного просыхания предыдущего.
Теперь лодка открепляется от пола и переворачивается. Рубанком удаляется
лишнее дерево с бимсов (до линии разметки), делаются гнезда для
мидельвейсов и для карленгсов, которые к внутренним привальным брусьям
крепятся с постановкой «сухарей»
(см. рис. 1).

Рис. 1. Детали носа байдарки:
1 — мидельвейс; 2 — киль; 3 — флор; 4 —
шпангоут двойной; 5 — уплотнение; 6 — стрингер подпалубный; 7 —
привальный брус внутренний; 8 — форштевень; 9 — водорез; 10 — буртик;
11 — палуба.
Из фанеры
(толщиной не более 4 мм, но желательно 2,5 или 3 мм) выкраивается палуба
и ставится на гвоздиках или мелких шурупах. Предварительно верхние
кромки мидельвейсов, карленгсов и привальных брусьев малкуются для
полного прилегания к ним фанеры, а концы штевней соответственным образом
обрезаются. Эти поверхности также покрываются густотертой краской, а
фанера — горячей олифой. Средний бимс после установки палубы удаляется.
Красить палубу рекомендуется в более светлые тона, чем оболочку. После
этого ставятся буртики, накладки на мидельвейс (поверх фанеры), волнорез
и комингсы.
|