Кормовые
расходящиеся волны начинаются несколько впереди ахтерштевня с обоих
бортов судна. Они меньше по размерам, чем носовые, и имеют такие же углы
с направлением движения судна, как и носовые расходящиеся волны.
Кормовые
поперечные или так называемые «спутные» волны начинаются там же, где и
кормовые расходящиеся, но они более интенсивны, так как расположены за
гребными винтами. По мере удаления от кормы, где они равны ширине судна,
волны уменьшаются по высоте, но увеличиваются по длине.
С
увеличением скорости движения увеличивается волнообразование. На
мелководье длина расходящихся волн и угол между ними увеличивается и
может составлять угол в 90° с диаметральной плоскостью судна.
В
зависимости от глубины фарватера с достижением судном определенной
большой скорости расходящиеся волны совместно с поперечными волнами
образуют мощную систему волн.
Движущуюся вместе с судном в районе
скулового образования или в районе кормы малых быстроходных судов и
катеров волну называют одиночной волной или волной перемещения. Волна
перемещения характерна для судов с тупыми скуловыми образованиями, а
также буксирных судов, идущих без караванов.
Волнообразование зависит не только от скорости, но и от отношения между
скоростью и длиной судна. Короткое судно вызывает большие волны при
небольшой скорости, а длинному судну потребуется очень большая скорость,
чтобы вызвать такие же волны.
Между местами образования носовой и
кормовой систем волн у оконечностей корпуса, в средней части бортов
судна, образуются пониженные горизонты воды (впадина). По сравнению с
нормальным горизонт воды во впадине понижается с увеличением
волнообразования и уменьшением глубины фарватера.
Таким образом, при
движении судна полным ходом по всей длине корпуса располагаются три
основные зоны влияния гидродинамических полей: две зоны повышенного
давления, где действуют отталкивающие силы в носу и непосредственно
около кормы, и зона пониженного давления по борту судна. /font>
Центром зоны
пониженного давления у колесных судов являются впадины колес судна. У
винтовых аротеплоходов зона пониженного давления несколько смещена к
корме. Эта картина особенно хорошо видна при движении судна по фарватеру
с малыми скоростями течения.
При проходе
судна над мелью резко изменяется кормовая система волн, а первая
поперечная волна увеличивается по высоте. Эта поперечная волна на
мелководье называется придонной волной.
Появление придонной волны за
кормой судна сигнализирует о том, что глубина под килем судна
уменьшается. Это используется для контроля правильности движения судна.
§
48. Присасывание судов.
В морской и
особенно в речной практике известно много случаев столкновения судов при
их расхождении на встрече или на обгоне при движении параллельными
курсами на небольшом расстоянии друг от друга из-за увеличенной скорости
и движения воды между их корпусами.
В соответствии с уравнением Бернулли
это увеличение скорости воды между судами ведет к уменьшению давления
между ними по сравнению с давлением с наружных бортов.
Возникает
гидродинамическое притяжение судов на параллельных курсах, которое
усиливается с ростом относительной скорости их движения. Такое явление
называется присасыванием судов.
Присасывание
судов возрастает с увеличением разницы в размерах корпуса и сильнее
действует на судно меньшей массы.
Вероятность
присасывания увеличивается с уменьшением расстояния между расходящимися
судами и с увеличением их скорости. Присасывание зависит от формы судов.
На рис. 106 показано взаимодействие между двумя одинаковыми судами,
расходящимися на встречных курсах на близком расстоянии друг от друга.
Оба судна одновинтовые, с винтами правого шага.
Стрелками показано
направление отклонения оконечностей судна в разных положениях судов по
отношению одного к другому.
В положении III на параллельных курсах
совпадают гидродинамические поля со знаком минус, т. е. впадины, и суда
могут присосаться друг к другу бортами. При этом у каждого из судов
появляется крен в сторону другого судна.
Рис. 106. Взаимодействие между судами, расходящимися на близком
расстоянии друг от друга. Стрелками показано направление оконечностей
судна
Крен
объясняется понижением уровня воды между бортами из-за увеличения
скоростей течения в промежутке между двумя судами по сравнению со
скоростями течения относительно внешних бортов судов, где уровень выше.
Кроме того,
присасывание зависит от взаимодействия систем волн, образованных судами.
Взаимодействие систем волн является также причиной возникновения сил
притяжения между судами, расходящимися на значительном расстоянии друг
от друга.
Присасывание
меньшего судна к большему увеличивается, если меньшее судно войдет в
волновую зону волнообразования большего судна. По мере сокращения
расстояния взаимодействие между судами растет.
Поэтому для
предупреждения столкновения судов при обгоне обгоняющее судно должно
идти как можно дальше от обгоняемого, по возможности вне зоны
волнообразования обгоняемого судна, которое в свою очередь должно
снизить скорость хода для уменьшения волнообразования.
Присасывание
резко сказывается при обгоне одиночно идущим судном буксируемых
составов, баржи которых неожиданно получают рыскливость (рис. 107).
Действию присасывания судов особенно подвержены мелкие суда при
расхождении, при обгоне и при встрече с судами большего водоизмещения
(рис. 108).
Столкновение от присасывания наблюдается из-за лихачества
судоводителей маломерных судов, нарушения ими элементарных правил обгона
и расхождения.
Основные
правила обгона и расхождения следующие:
1) при
обгоне и расхождении суда должны проходить возможно дальше друг от
друга;
2) на узких
фарватерах, на реках, в каналах расходящиеся суда должны снижать
скорость до самой малой;
Рис 107. Действие идущего обгоняющего одиночного судна на
буксирные суда: I — судно подходит к обгоняемым несамоходным судам; II —
судно проходит мимо обгоняемых несамоходных судов
Рис. 108. Подсасывание малого судна к большому
3) при
первом признаке присасывания между двумя примерно одинаковыми по
величине судами следует остановить ход.
|