Шквал, т. е. внезапное появление сильного ветра или резкое изменение
его направления или силы, опасен для мелких судов. Особенно опасен шквал
с частыми изменениями направления и скорости ветра по сравнению с ранее
действующим ветром. Сильнее всего шквал действует вначале и особенно
после штиля.
Брызги, переносимые ветром, мешают управлению маломерным судном. Они
попадают на карты, приборы, заливают ветровое стекло. Ветер осложняет
подход судна к причалу, шлюзование и другие операции.
Площадь парусности судна определяется общей площадью надводного борта
корпуса, надстроек и устройств, оказывающих сопротивление ветру. Точка
приложения равнодействующей всех сил действия ветра называется центром
парусности.
Боковой ветер сбивает судно с направления, заданного ему
курсом, т. е. создает дрейф судна. Дрейф уменьшается с увеличением
скорости хода судна; он тем меньше, чем больше осадка судна.
От взаимного расположения центра тяжести и центра парусности зависят
свойства судна, которые называют увальчивостью или рыскливостью.
Увальчивостью или стремлением уклониться от ветра обладает судно, у
которого центр парусности находится к носу от центра тяжести.
Рыскливостью или стремлением идти к ветру обладают суда, у которых центр
парусности расположен к корме от центра тяжести (рис. 104).
Следовательно, эти свойства судна можно регулировать перемещением грузов
или пассажиров на судне в нос или в корму. Для держания судна на курсе
при увальчивости приходится перекладывать руль на ветер, а при
рыскливости — под ветер.
В обоих случаях руль находится не в
диаметральной плоскости судна и создает дополнительное сопротивление,
что уменьшает скорость хода. Однако рыскливое судно ведет себя лучше
увальчивого в штормовых условиях, когда положение судна носом к волне
безопаснее, чем по волне или бортом к ней.
3. Влияние крена и
дифферента.
Креном называется поперечное наклонение судна на один из бортов.
Дифферентом называется продольное наклонение судна на нос или на корму.
Крен и дифферент могут образовываться в результате перемещения людей,
грузов, при качке, поворотах. Углы крепа могут дойти до опасно
критических, особенно при наличии в катере воды и ее переливании.
Перемещение воды в сторону малейшего наклонения маломерного судна
способствует образованию еще большего крена и дифферента и может повлечь
за собой опрокидывание судна.
Для того чтобы предотвратить перевертывание катера от переливания
попавшей в него воды, ее нужно отливать.
При крене давление со стороны накрененного борта больше и судно
стремится уклониться в сторону повышенного борта.
Поэтому для удержания
судна на курсе приходится перекладывать руль в сторону накрененного
борта, что увеличивает силу сопротивления и соответственно уменьшает
скорость хода.
При крутых поворотах на большой скорости крен особенно велик. Осадка
от крена увеличивается.
При дифференте на нос устойчивость судна на курсе ухудшается,
увеличивается рыскливость, уменьшается скорость.
При большом дифференте
на корму судно становится увальчивым, плохо держится на курсе и очень
реагирует на ветер и волну Нормальным считается незначительный дифферент
на корму, при котором обычно улучшается поворотливость и ходкость судна.
4. Влияние волнения.
Волнение затрудняет плавание, вызывает качку, сильная волна осложняет
работу гребного винта, который вместе с кормой может периодически
оголяться. Это понижает упор винта, уменьшает скорость движения судна,
снижает действие винта на перо руля.
В момент оголения носа и особенно
винта судно сразу же становится сильно подверженным действию ветра,
сбивается с курса; для судов с подвесными моторами это имеет место даже
при небольшом волнении. Сильные удары волн могут повредить корпус,
механизмы, смыть людей за борт и причинить другие неприятности.
Выход
винта из воды вредно отражается на двигателе, а также на корпусе судна.
Удары волн мешают своевременно и быстро перекладывать руль. На волне
труднее выбрать и удержать заданный курс.
При встречных волнах, если они не останавливают судно, управлять им
несколько легче, чем при попутных и бортовых При встречных волнах судно
лучше держится на курсе.
На мелководье волнение не только мешает управлять судном, но может
вызвать повреждение днища корпуса от удара о дно или поломку руля и
винта.
5. Влияние течения.
Течение оказывает большое влияние на управление и маневренные
элементы судна относительно грунта (берегов)
При ходе против течения судно хорошо слушается руля, уменьшается
инерция судна и его легче остановить.
Сложнее управлять рулем на
поворотах судна при попутном течении, при котором судно хуже слушается
руля. Следовательно, при движении вниз по течению труднее выполнять
различные маневры.
С увеличением скорости течения увеличивается
расстояние, необходимое для поворота судна, идущего вниз, так как
удлиняется и искажается кривая циркуляции, если ее рисовать относительно
берега.
Лучшие условия управления судном и, в частности, его остановкой при
движении против течения используются судоводителями при подходе к
причалу и швартовке, т. е. судно, идущее по течению, подходит к причалу
или берегу после разворота ниже причала на обратный курс.
Особенно неприятны свальные течения, проходящие под углом к основному
потоку, так как они вызывают резкое смещение судна с избранного курса
(снос с курса).
Подобно свальному течению действует поток (течение) в
относительно спокойной реке, водохранилище, озере, в море, например в
местах впадения притоков, речек, при сгонно-нагонных явлениях.
Наибольший снос испытывает судно при следовании бортом к течению.
Направление и скорость течения могут непрерывно меняться от действия
приливов, отливов, ветра, особенно в устьях и на берегах рек, а также за
различными мысами и островами.
Чтобы предупредить снос судна течением с курса, можно переложить руль
и уклониться по направлению на это течение.
Тогда судно пойдет по
направлению равнодействующей скорости течения и своего хода. Угол
поправки на течение определяют глазомерно по наблюдению за береговыми и
плавучими знаками.
6. Влияние узкостей.
На широком водном пространстве вытесняемая судном вода расходится при
его движении во все стороны.
Влияние ширины фарватера при управлении
судном определяется изменением характера потока, условиями
волнообразования, возникновением дополнительного сопротивления.
Поэтому
в узкостях может быть много причин, сбивающих судно с курса и
затрудняющих управление им.
7. Влияние глубин и
осадка движущегося судна.
При переходе судна из глубоководного фарватера на мелководье
возрастает волнообразование, увеличивается сопротивление и уменьшается
скорость хода.
На мелководье при достаточно большой скорости хода судно
получит дифферент на корму, а около середины судна заметно понизится
уровень воды— образуется большая впадина, где уменьшится сила
поддержания. Поэтому судно может увеличить осадку по сравнению с осадкой
на глубокой воде.
Чем больше осадка судна, тем меньше зазор между
корпусом и дном, а следовательно, относительно больше скорость потока
воды под корпусом.
Поэтому судно во время движения на мелководье будет
подсасываться ко дну (как правило, кормой). Это явление особенно
характерно для судов с плоскими днищами.
|