В основе работы гребного винта лежит гидродинамическая сила,
создаваемая разрежением на одной и давлением на другой поверхности
лопасти.
Современные судовые движители еще очень несовершенны. Так, гребные
винты в среднем около половины мощности, отдаваемой им двигателем,
тратят бесполезно, например, на винто-образное закручивание частиц воды
в струе.
На катерах применяются двух-, трех- и реже четырехлопастные винты. На
промысловых катерах иногда ставятся винты с поворотными лопастями или
так называемые винты с регулируемым шагом, которые позволяют плавно
изменять скорость или направление хода судна при постоянном
одностороннем вращении гребного вала. При этом отпадает необходимость в
реверсировании двигателя.
Винты различаются по направлению их вращения. Винт, вращающийся по
часовой стрелке (если смотреть на него с кормы в нос), называется винтом
правого вращения, против часовой стрелки — левого вращения.
При движении
вперед под кормовым подзором корпуса суд-па впереди и позади руля
образуется попутный (рис. 103) поток воды и возникают силы, которые
действуют па руль и влияют на поворотливость судна. Скорость попутного
потока тем больше, чем полнее и тупее обводы кормы.
Разрежение на выпуклой стороне лопасти, называемой стороной
засасывания, подсасывает воду к винту, а давление на плоской стороне,
называемой нагнетающей, отбрасывает воду от винта. Скорость
отбрасываемой струи примерно вдвое больше подсасываемой.
Реакция
отбрасываемой воды воспринимается лопастями, которые через ступицу и
гребной вал передают ее судну. Эта сила, приводящая судно в движение,
называется упором.
В потоке воды, отбрасываемой винтом, частицы движутся не
прямолинейно, а винтообразно. Попутный поток как бы тянется за судном и
величина его зависит от формы кормовой части судка.
Поток несколько
изменяет давление на руль, отведенный из диаметральной плоскости судна.
Совокупное действие всех потоков оказывает заметное влияние на
управляемость судна; оно зависит от положения руля, величины и изменения
скорости хода, формы корпуса, конструкции и режима работы винта.
Поэтому
каждое судно имеет свои индивидуальные особенности действия винта на
руль, которые судоводитель должен внимательно изучать на практике
(таблица 4).
Таблица 4
Влияние взаимодействия
винта правого вращения руля на поведение судна.
Положение судна относительно воды
|
Положение
руля |
Режим работы винта |
Направление работы винта
|
Результат |
1.Неподвижно |
Прямо |
Только включен |
Вперед |
Нос покатится влево (корма отбрасывается
вправо) |
2.Движется вперед |
Право |
Установившийся |
Вперед |
Нос отклоняется вправо (корма отбрасывается
влево) |
3.Движется вперед |
Прямо или лево |
Установившийся |
Вперед |
Нос судна покатится в сторону отклонения руля
|
4.Неподвижно |
Прямо |
Только включен |
Назад |
Корма отбрасывается влево. Нос покатится
вправо |
5.Движется назад |
Лево
или право |
Установившийся |
Назад |
Для каждого судна индивидуально. Обычно корма
идет в сторону переложенного руля |
6.Движется вперед |
Прямо |
Только включен |
Назад |
Нос судна покатится вправо, корма влево
|
Винт левого вращения при равных прочих условиях даст противоположные
приведенным в таблице результаты.
|