Рис. 112. Расхождение состава и катера при встрече
При расхождении правыми бортами (рис. 112, б) состав на изгибе
получит раскат в сторону вогнутого берега, а последняя баржа,
раскатываясь, подходит к вогнутому берегу.
Катер, уклоняясь влево от
раскатившихся барж, также подходит к вогнутому берегу и только тогда
обнаруживается, что последняя баржа закрывает катеру дальнейший ход
вперед.
Раньше, огибая состав, водитель катера этого видеть не мог,
задним ходом катер отойти не может, поворот для следования на обратный
курс сделать невозможно. Баржа может навалиться на катер.
Следовательно, этот вариант расхождения применять нельзя.
Расходиться нужно левыми бортами, следуя вдоль выпуклого берега (рис.
112, в). Расхождение левыми бортами требуется и Правилами
плавания (§ 70, п. 3).
При сильном ветре по направлению на выпуклый берег маломерное судно,
идущее или стоящее у выпуклого берега, не будет зажато навалившимися на
этот берег транспортными судами, так как осадка у транспортных судов
больше, чем у маломерного.
При переходе от выпуклого к выпуклому берегу нет необходимости все
время держать курс точно по прямой. При выборе курса нужно учитывать
обстановку: есть ли встречные и обгоняемые суда, насколько сильное
течение и т. д.
Не следует переходить к другому берегу над гребнем
переката, где течение на стрежне особенно сильное. При проходе около
выпуклого берега сектор обзора реки уменьшается и возможна неожиданная
встреча с идущим навстречу судном
Поэтому судоводитель особенно на узких
шлюзованных реках должен быть всегда готов к внезапному появлению
встречного судна или состава, к расхождению с ними и уменьшению скорости
хода.
Не следует мешать движению больших судов, нужно держаться дальше от
них и не пересекать их курс.
Это необходимо для того, чтобы избежать
подсасывания малого судна к большому и дать возможность судоводителю
большого судна держать все время в поле зрения малое судно.
|