К якорям с поворачивающимися лапами относятся якорь Холла и якорь
Матросова. Якорь Матросова обладает повышенной держащей способностью в
глине и иле из-за примыкающих к веретену лап с приливами, но он не
держит на крепком галечном грунте и хряще.
Вес якоря, диаметр якорного
каната и его размеры устанавливаются нормами и записываются в
удостоверение на годность судна к плаванию.
Вес якоря и якорного каната
для мелких любительских судов можно определить по графику (рис. 114) или
по расчету, рекомендуемому Л. Л. Романенко и Л. С. Щербаковым в книжке
«Моторная лодка».
Размеры равнопрочных канатов можно определить из пропорции:
C 3 : C 2 : C 1 : g 1 : g = 3 : 2,4 : 1,5 : 0,32 :
0,3,
где g —калибр якорной цепи, выбранной по графику (см. рис.
114);
g 1 — диаметр стального троса;
С 1 — длина окружности капронового троса;
С 2 — длина окружности манильского троса;
С 3 — длина окружности пенькового смоленого троса.
Рис. 114. График для определения веса якоря ( Q ) и калибра
якорной цепи ( g )
Например, для катера водоизмещением в 1 т калибр якорной
цепи определяется равным g =3,5 мм, тогда расчетный диаметр
стального троса:
g l =
= 3,7 мм ,
длина окружности капронового троса:
C l =
= 17,5 мм,
манильского:
С2 =
= 28 мм,
пенькового:
С 3 =
= 35 мм ,
Если по расчету диаметр троса получается очень малым, то его
увеличивают до удобного для работы размера (35—50
мм).
Якорь крепится к судну при помощи якорного каната — дректова. Дректов
может быть из стального, пенькового, манильского, капронового,
нейлонового троса или из цепи.
Капроновые и нейлоновые тросы в 2—2,5
раза прочнее пеньковых, эластичны, гибки и при растяжении удлиняются.
Если дректов из троса, то между якорем и тросом должна быть хотя бы
короткая цепь, которая при помощи скобы крепится к якорю.
Цепь
необходима для того, чтобы дректов не перетерся о грунт. Длина всего
якорного каната должна быть не менее чем в три раза больше длины судна и
не менее трех пяти глубин в районах предстоящего плавания судна.
Якорный
канат на судне крепится на скобе или на глаголь-гаке к отрезку цепи,
называемому жвакагалсом. Жвакагалс крепится, как правило, к килю.
Puc . 115. Стоянка на якоре
Рис. 116 Шлюпочный якорь и уложенный якорный канат
На открытых катерах (типа шлюпок) адмиралтейский якорь находится в
сложенном состоянии так, чтобы шток был приложен и принайтовлен к
веретену.
Дректов, уложенный в круглую бухту, кладется рядом. На
палубных катерах якорь кладется около форштевня и закрепляется во
избежание падения за борт во время хода и волнения.
У тренда якоря нужно
закрепить буйреп с буйком, который обозначает место нахождения якоря
после его отдачи. Если металлический якорь утерян, вместо него можно
сделать якорь из дерева и камня.
Якорное устройство должно обеспечивать при любых условиях плавания
быструю отдачу и подъем якорей. Необходимо не реже одного раза в
навигацию якорное устройство осматривать и замеченные повреждения
устранять: тросы должны быть смазаны, а пеньковые и синтетические после
каждого употребления должны быть просушены.
Стальные, пеньковые или синтетические тросы нужно хранить намотанными
на вьюшку или уложенными в бухты. При любом способе хранения
(по-походному) якорное устройство должно обеспечивать быструю и
безотказную отдачу якоря.
Якорный канат на обоих концах должен иметь коуши: один для крепления
через скобу к якорю, другой для крепления через скобу к специальному
рыму.
Разрешается на судне крепить канат за кнехт, утку при обязательной
установке киповой планки. На судах до 4 м закрепление коренного конца
якорного троса необязательно.
Запрещается: использование якорного троса для каких-либо
хозяйственных нужд и выход в плавание, независимо от продолжительности
рейса, с неполным или неисправным якорным устройством.
Постановка на якорь маломерного судна производится в самых
разнообразных и нередко довольно сложных условиях.
Для постановки катера на якорь важно правильно выбрать место. Ровное
дно и хороший грунт, хорошее якорное устройство гарантируют стоянку на
якоре даже близко от опасности.
Если есть возможность, лучше стать на
якорь в стороне от путей движения судов и на слабом течении. Плохо
держится якорь на каменистом грунте, на валунах, гальке, ракушечнике.
Глинистый грунт, ил с песком и ровное дно благоприятны для постановки на
якорь.
Опасна стоянка на якоре в полосе бурунов на малой глубине,
особенно при волнении и приливо-отливных колебаниях уровня.
Пренебрежение этим указанием может привести к посадке на мель, а иногда
и к гибели судна. Следует избегать становиться на грунте, засоренном
топляками, булыжником, плитняком.
Перед постановкой судна на якорь он должен быть изготовлен к отдаче.
Если якорь находится в корпусе открытого катера, он должен быть извлечен
оттуда и его шток установлен в рабочее положение.
Это необходимо, чтобы
якорь внедрился в грунт. Дректов должен быть распутан, с тем чтобы члены
экипажа при отдаче якоря не попали в его шланги (петли, колышки).
|