Комбинированный якорный
канат.
Якорный трос непосредственно
у якорной скобы примерно на 15% длины (5—7 м для катеров до 10 м)
следует заменить цепью. Этот участок своим весом будет прижимать
веретено к грунту и усилит сцепление.
Вьюшка для каната.
Обычно якорный канат собирают
в бухту и кладут на пайол под носовой палубой.
Удобнее, однако, хранить
канат на подпалубной вьюшке
(рис. 29),
закрепленной к бимсам: он при этом всегда готов к отдаче, не
запутывается, лучше просыхает.
Вьюшку собирают из двух
фанерных дисков (толщиной по 6—8 мм) и пяти-шести сосновых планок.
Диаметр по планкам выбирайте максимальным, лишь бы вьюшка не мешала в
форпике, но не меньше 6—8 диаметров растительного троса и 12—18
диаметров стального.
Для того чтобы трос самопроизвольно не
сматывался, Делается простой стопор из штыря, вставляемого в отверстия в
кронштейне и в щеке — диске барабана.
Разумеется, вьюшка не рассчитана
на большое усилие, поэтому во всех случаях, отдавая якорный канат,
необходимо закреплять его за битенг или утку.
Хранение якорной цепи на
судне.
Чтобы якорная цепь
вытравливалась без задержки, ее необходимо правильно укладывать. Для
этого делается простое приспособление.
В носу под поликом или койкой
устанавливают цепной ящик 1
(рис. 30),
а через палубу; пропускают трубу 2, закрепляемую к настилу
палубы при помощи фланца 3.
Цепной ящик делают съемным и с
учетом обводов корпуса, чтобы он занимал меньше места.
Цепь при подъеме якоря
спускается по трубе и равномерно укладывается в ящике. Трубка сверху
закрывается крышкой или пробкой, установленной на звене цепи,
Когда якорь ползет.
Случается (и нередко, если
вес якоря или длина каната меньше, чем нужно), что якорь не держит,
судно начинает сносить течением и ветром.
Если не помогли такие обычные
меры, как отдача второго якоря или вытравливание цепи, опустите
дополнительный балласт на канат (цепь) своего якоря.
Балласт подвяжите к большой
скобе
(рис. 31), предварительно надев
ее на якорную цепь, и опустите на тонком лине примерно на половину длины
цепи.
После этого линь необходимо закрепить. В качестве балласта можно
использовать любые тяжелые предметы.

Груз придаст нижнему участку
цепи более пологое направление, веретено якоря прижмется к грунту, якорь
станет держать надежнее.
Якорный трос приобретет и необходимые
амортизационные свойства, смягчающие рывки при качке судна. Можно
«помочь» якорю, подрабатывая двигателем.
Еще материал о якорях:
1. Стоянка на "МЕРТВОМ ЯКОРЕ"
2. Как определить вес якоря и
размер якорного каната. Сколько нужно якорей и какой лучше. Якорь
Курбатова, якорь "Трайдент". Три конструкции складной кошки и как не
потерять якорь.
3. Якорь. Чертежи.
4. Стопор якорной цепи и
приспособление для подъема якоря.
5. Постановка на
якорь. График определения веса якоря. Дрейф с плавучим якорем.(Глава
XIII)
Битенг-вентилятор.

Предлагаемая конструкция
битенга
(рис. 32) позволяет улучшить
вентиляцию форпика, не делая лишнего отверстия в палубе.
Битенг состоит из трубы 5
диаметром 80—90 мм и длиной 180—200 мм, которая с помощью фланца на
четырех болтах прикреплена к пастилу палубы.
Под палубу для жесткости
подложена деревянная подушка 6 толщиной 25—40 мм; она должна быть
надежно прикреплена к бимсам. К поперечной планке 4 приварена
гайка для болта 1, приваренного к крышке 2.
При завинчивании
крышка плотно прижимается к торцу трубы битенга, что гарантирует
водонепроницаемость.
Крышка имеет заплечик по всему периметру и
уплотнительную резиновую прокладку
3.
На стоянке или при хорошей
погоде на ходу, отвинтив крышку на несколько оборотов, можно
проветривать форпик, даже если на битенге закреплены при этом швартовы
или якорная цепь.
Палубный клюз — швартовный
кнехт.

Еще одно рациональное
использование детали (рис. 33),
Разумеется, подобный кнехт нужно надежно закрепить к палубе,
подложив снизу деревянную подушку и связав ее с бимсами.
Тогда на ней
можно крепить как саму цепь, так и швартовный либо буксирный канат.
Палубный клюз со сдвижной
крышкой.
На небольшой лодке палубный
клюз для каната можно сделать из деревянной колобашки, закрепленной к
палубе шурупами
(рис. 34).

Сверху
отверстие закрывается металлической пластинкой, которую можно сдвинуть
для быстрой выборки каната на палубу.
Клюз для цепи.

Клюз для якорной цепи всегда
делается металлическим.
Пробка клюза может
одновременно являться и звеном цепи
(рис. 35,
а). Недостаток этой простой конструкции
заключается в том, что на стоянке в корпус через открытый клюз будет
попадать вода.
Клюз всегда будет закрыт от
воды, если поставить на него постоянную откидывающуюся крышку
(рис. 35, б). 3 бортике крышки и в трубе
клюза необходимо сделать вертикальный пропил шириной, равной калибру
цепи; эта щель будет служить временным стопором, чтобы цепь
самопроизвольно не стравливалась с палубы в ящик.
Шарнир для крышки
нужно расположить так, чтобы бортик не мешал ей свободно открываться.
Роульс на палубном клюза.

Как правило, при подъеме
якоря цепь сначала выбирают на палубу, а затем перепускают через
палубный клюз в цепной ящик.
Если же сделать на палубном клюзе 1 роульс
3, как показано на
рис. 36, цепь
2 будет сама стравливаться вниз под действием силы тяжести ее
участка под палубой. Легче будет и выбирать цепь из ящика при постановке
на якорь.
Роульс желательно крепить к
клюзу парой болтов 5. Когда в нем нет надобности, его вместе с
кронштейном 4 убирают под палубу.
Предыдущая
К содержанию
Следующая |