Нельзя закреплять буксирный трос на одном из бортов судна из-за крена
на этот борт, возникающего на ходу, особенно в момент перехода на
большую скорость.
Трос на буксируемом судне крепится за дректов якоря, если он хорошо
закреплен на судне, или за швартовные устройства, если они надежны.
Буксирный трос должен крепиться внутри судна в диаметральной плоскости с
таким расчетом, чтобы его можно было в любой момент и легко отдать как с
буксируемого, так и с буксирующего судна.
На буксируемых шлюпках буксирный конец рекомендуется крепить за
носовую банку шлюпочным узлом, прихватив фалинем к носовому рыму. Во
избежание резких рывков и разрывов троса буксировку следует начинать на
самом малом ходу.
Перед тем как начнет натягиваться буксирный трос, ход
стопорят. Когда буксирный трос натянется и буксируемое судно тронется с
места, снова дают самый малый ход и затем постепенно увеличивают его до
нужного.
Опытный судоводитель начинает буксировку («выходит на буксир»)
без рывка. Начиная буксировку, нужно следить за тем, чтобы буксирный
трос не попадал в винт.
Для уменьшения рыскливости буксируемого судна его можно вести на двух
тросах, для чего делают оттяжку к основному буксирному тросу при помощи
стопорного узла.
Скорость хода при буксировке зависит от того, сколько
судов идет в составе, какова их конструкция и водоизмещение, от силы
волнения, ветра и т. д.
Для буксировки нескольких катеров, яхт, шлюпок
впереди ставятся суда, наиболее прочные и крупные, сильно нагруженные,
имеющие большую осадку.
Во время буксировки катера за транспортным составом при раскате
состава катер может задеть за берег. Кроме того, за кормой последних
барж возникает движущийся за составом поток воды, который может
подтягивать буксируемые катера к составу, в зазор между двумя кормами
барж, а при приближении состава к берегу — в зазор между берегом и
кормой барж.
Попадание подбуксированного катера на границу этого
попутного тока, т. е. в разнородные струи, может вызвать опрокидывание
катера.
Плавающие бревна, попадающие под состав, выскакивают из-под
кормы последних барж с большой силой и могут пробить корпуса подбуксированных к составу катеров или шлюпок.
На каждом буксируемом судне должен быть рулевой для управления судном
с целью устранить или хотя бы уменьшить рыскливость.
При буксировке залитого водой судна нужно принять все возможные меры
для увеличения плавучести: снять грузы, откачать воду и т. д.
В тихую погоду и на малых расстояниях очень часто применяют удобный
во многих отношениях способ буксировки под бортом, при котором
буксируемое и буксирующее суда счаливаются вместе бортами (борт о борт).
Особенно удобна буксировка таким способом, когда на буксируемом судне
никого нет.
При буксировке под бортом нужно совместить швартовные
устройства буксируемого судна с катером и между бортами судов проложить
мягкие кранцы.
Если буксируемое судно несколько больше, чем катер
(буксир), то катер должен быть расположен ближе к корме буксируемого
судна.
В этом случае поворот на 180° следует производить по возможности
в сторону буксируемого судна, но при этом иметь в виду, что буксирующее
судно при повороте может навалиться бортом на буксируемое и вызвать его
крен.
Нельзя подбуксироваться бортом катера к большему по водоизмещению и
высоте борта судну для совместного следования. Это ведет к резкому крену
подбуксированного катера ввиду подсасывания и волнообразования.
При волнении буксировка разрешается только в кильватер; буксировка
счаленных бортами судов недопустима.
Судно с подвесным мотором может буксировать, и то только в случае
крайней необходимости, легкую шлюпку или скутер. Буксирный трос крепится
за банку или скобу с таким расчетом, чтобы его можно было быстро отдать.
Если производится буксировка нескольких судов в кильватер, каждое
буксируемое судно отдельно крепится за корму впереди идущего судна.
Может применяться подбуксировка судов отдельно к одному общему
буксирному тросу (рис. 131), равному длине всего состава и закрепленному
на катере-буксировщике стопорным узлом.
К буксирному тросу суда также
крепятся стопорными узлами. Каждое из судов должно управляться.
На буксируемом и буксирующем судах должны быть острые ножи, а лучше
топоры для перерубания буксирного троса в случае невозможности его
быстро отдать.
§ 58. Снятие
судна с мели.
Судно садится на мель чаще всего из-за недостаточной специальной
подготовки и невнимательности судоводителя, незнания им фарватера и
условий плавания, отсутствия или неправильной корректировки
навигационных карт, а также из-за неисправности навигационных приборов,
в частности компаса.
Севшее на мель судно может загородить фарватер и вызвать прекращение
судоходства на реке.
Севшее на мель маломерное судно может быть задето
или прижато к берегу идущими мимо самоходными судами, буксируемыми и
толкаемыми составами. Особенно опасна посадка судна в стороне от
фарватера во время паводка.
С убылью воды оно совсем обсыхает и снятие
его с мели по мере убыли воды все более и более затрудняется. В такое же
положение попадают иногда суда, севшие на мель во время попуска воды
через плотины.
Чтобы не оказаться на сухом месте с убылью воды, судам,
стоящим у берега на якоре или ошвартованным у причалов, если в местах
стоянки нет достаточного запаса глубины под килем, нужно отходить на
более глубокие места.
При отсутствии волнения, как только судно натолкнется на мель, нужно
немедленно дать полный ход назад.
С посадкой судна на мель прекращается
его поступательное движение, спутная придонная волна обгоняет судно,
приподнимая его.
Придонная волна при своевременно данном ходе назад
способствует снятию судна с мели. Если судно с мели не сходит, нужно
метрштоком промерить глубины около судна и обмерить осадку.
Это можно
сделать также отпорным крюком или веслом. Важно узнать, где находится
большая глубина, чтобы знать, в какую сторону надо снимать судно с мели.
При большом волнении и усиливающемся ветре, направленном на отмель,
возникает опасность выброски катера дальше на мель.
При этом как будто
бы незначительная посадка на мель грозит серьезными повреждениями, а
иногда и аварией.
Посадка катера на мель во время волнения опасна тем,
что катер можно сильно повредить ударами о дно.
|