§ 59. Ликвидация
аварийных повреждений судна.
После каждого даже легкого удара о грунт, другие суда или причал
следует проверить корпус судна и убедиться, что в него не поступает
вода.
Следует помнить, что снижение поступления воды в корпус через
пробоину можно достигнуть остановкой судна или уменьшением хода.
При появлении воды внутри судна ее следует откачать и устранить
причину течи. Внутри деревянных судов очень часто в небольшом количестве
находится вода; уровень ее нужно систематически замерять и обязательно
откачивать.
Воду, поступающую в корпус через борт в дождь или при волнении, нужно
немедленно откачивать: на мелких открытых катерах и шлюпках лейкой
(черпаком), ведром или переносным насосом, а на более крупных катерах —
водоотливными помпами (насосами).
При незначительном количестве воды в судне для полной осушки днища
можно пользоваться шваброй или тряпкой, которыми вода собирается и затем
отжимается.
Если в корпус катера быстро поступает вода, надо взять курс к берегу,
найти место течи и принять меры к заделке повреждений имеющимися на
катере средствами.
Течь на судне с деревянным корпусом можно обнаружить,
прикладывая ухо к разным местам внутренней обшивки: в месте течи слышно
журчание воды.
После выявления причины поступления воды устанавливаются
размеры пробоины или места, где разошелся шов, и освобождается место для
заделки течи.
Небольшую пробоину или трещину можно временно заткнуть
кляпом, сделанным из тряпок, пакли, кошмы, одежды и т. п. Кляп должен
соответствовать размерам пробоины или трещины.
С внутренней стороны кляп
прижимается доской, которую можно укрепить клиньями или распорами.
Если
пробоина в борту находится немного ниже ватерлинии, то груз можно
переместить к противоположному борту, чтобы пробоина оказалась над
водой.
Пробоину в носовой части нередко можно поднять из воды за счет
дифферента на корму. Действия по ликвидации течи должны быть
своевременными и быстрыми.
Если деревянная обшивка повреждена в
надводной части около ватерлинии, то можно заделать пробоину с внешней
стороны куском фанеры.
На больших моторных яхтах и катерах в дальних любительских плаваниях
должен быть мягкий пластырь и другой аварийный материал, в том числе
пакля. Мягкий пластырь состоит из двух слоев парусины, между ними
проложен войлок.
Пластырь обшит ликтросом, на углах имеются огоны для
продевания снастей (шкотов), при помощи которых пластырь подводят на
место пробоины.
|