Придонная волна после уменьшения скорости хода приподымет идущее на
малом ходу судно и перебросит его через мель.
На каменистых перекатах,
порожистых участках этого практиковать нельзя. В таких местах шлюпку
ведут вброд. Если есть необходимость, с нее снимают мотор.
На несудоходных реках с каменистым руслом отдельно лежащие
камни-одинцы и группы их могут находиться около вогнутых берегов. Обычно
в воде возле высоких берегов, отвесно и круто спускающихся к воде,
камней больше, чем у берегов, отлого спускающихся к воде (рекомендации
для выбора курса судна по руслу, состоящему из твердых пород грунта, в
главе III «Речная лоция» не даются).
О приближении снизу к порогам или водопадам можно судить по шуму,
ускоренному течению, пене, плывущей по течению ниже этих препятствий.
Шум порога, а также замедленнее течение являются приметами приближения к
порогу при движении вниз по течению.
Особенно опасно проводить судно
через порог с сильным неправильным течением и обилием разбросанных
камней, что доступно только хорошо натренированным туристам.
Подозрительные места нужно проходить под веслами пли чередуя ход с
мотором и на веслах.
Перед проводкой судна через порог нужно выяснить,
когда и как проводились на этом участке раньше суда, каковы глубины, где
находятся наиболее глубокие и самые мелкие места, как направлено
течение, в чем заключаются его неправильности и где они находятся, можно
ли вообще провести здесь шлюпку, катер и с какими габаритами.
Обычно это
знают местные жители, сплавщики, рыбаки. Если это невозможно узнать,
нужно тщательно осмотреть место самому и твердо решить, как вести судно.
Если проходов через порог много, пользоваться нужно самым безопасным,
хотя, может быть, и менее удобным.
Особенно опасно проходить через
порог, который тянется на большом участке. В этом случае часто
невозможно сразу точно определить судовой ход между камнями по всему
участку.
Поэтому нужно хорошо заранее изучить участок, наметить путь
движения и выбрать на берегу приметные ориентиры, на которые можно
держать курс.
Если решение вести шлюпку через порог принято, то
рекомендуется шлюпку максимально разгрузить, мотор и вещи перенести на
берег.
На судне остаются самые опытные члены команды, под руками у
которых должны быть весла, багры.
Основная примета, по которой можно определить ширину прохода, где нет
камней,— это треугольник струй, отходящий от крайних камней прохода и
если ниже этого треугольника струй нет камней на близком расстоянии.
Обычно вершина треугольника сходится в бурный стремительный поток,
который выделяется на поверхности остальной, относительно спокойной или
покрытой редкими хаотичными волнами воды.
Полезно следить, как плывут по
порогам одиночные бревна, сучья, деревья, которые втягиваются в
стрежень.
Перед проходом через порог нужно проверить состояние судна,
сопоставить осадку судна с наименьшими глубинами, учесть дифферент
судна, обеспечить готовность водоотливных средств, убедиться в
исправности рулевого и якорного устройств.
Если проход для судна на
пороге глубокий и раньше здесь проходили однотипные моторные суда, можно
вести судно с включенными двигателями, обязательно сохраняя собственный
ход, на котором судно способно управляться.
Следует предусмотреть,
рассадив соответственно членов команды, отгребание и отталкивание от
камней судна на случай, если оно будет занесено на препятствия или не
будет разворачиваться, становясь бортом к стрежню. Нужно хорошо
запомнить выбранный путь, все время стремиться держаться его.
Менять намеченный курс на ходу можно только в аварийном случае.
Если
порог форсируется несколькими судами, нужно заранее отработать
сигнализацию между ними, так как из-за сильного шума воды на пороге
голосовые команды не будут слышны. Через порог суда проходят по одному.
Первым идет судно наиболее опытного судоводителя-любителя. Если есть
сомнение, что проход через порог опасен, проходить его нельзя.
Основная задача судоводителя во время перехода через порог —
удержание и ведение судна в основных струях течения, так как они более
однородны.
При попадании оконечностями в разные, разноходные струи
течения судно перестает слушаться руля, может быть выброшено на камни
или прижато к ним.
Если судно бортом или оконечностью село на камень или
его прижало к камню, нужно стремиться оттолкнуться, уменьшить крен
судна, чтобы вода не захлестнула судно.
По порогу против течения могут
двигаться только катера с достаточно мощными двигателями. При движении
через порог бечевой выбираются места со слабым течением.
Движение по реке с молевым сплавом (разъединенно плывущими по воде
бревнами) опасно и требует от судоводителя максимального внимания.
При
разработке маршрута надо иметь в виду, что молевой сплав проходит на
реке не всю навигацию, а, как правило, весной и реже летом и осенью.
Вести судно нужно или после сплава, или до него.
Идя снизу, при встрече
с молем катер нужно отвести в безопасное место у выпуклого берега, а
если можно, вытащить его на берег. Следуя вниз по реке, разрешается
обогнать движущуюся по течению небольшую сосредоточенную партию бревен.
При обгоне следует придерживаться выпуклого берега, так как моль идет по
стрежню. Если бревна разбросаны по всей реке, то сплавная древесина идет
на прибыли воды.
Значит, на катере дальше идти нельзя; нельзя идти в том
случае, когда молем закрыта вся река.
На сплавной реке может встретиться запань — скрепленные между собой
по длине бревна, плавающие на воде и поставленные для ограждения и
удержания молевой древесины.
Подтапливать запань с судна для прохода над
ней нельзя.
|