4. Классификация маломерных
судов.
1.
По способу передвижения.
Самоходные —
это суда приводимые в движение механическими установками.
Несамоходные
— всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны,
дебаркадеры и т. д.).
2.
По назначению.
Транспортные
суда — катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и
грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные,
разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек.
Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на
воде и обычно специально для этого приспособленные.
Это промысловые,
лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для
обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового
оборудования.
Пассажирскими судами по Регистру называются суда для перевозки
12 и более пассажиров.
Судовые
шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки
строятся в соответствии со специальными международными или национальными
правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами,
а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды,
производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.
Гоночные
спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и
двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения
максимальной, часто кратковременной скорости хода.
Это обычно приводит к
снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда
подразделяются по специальной спортивной классификации.
Суда
индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных,
транспортных и материальных потребностей населения. Это самая
разнообразная и большая группа судов.
От всего числа маломерных судов,
судов индивидуального пользования насчитывается более 90%. Они служат
главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и
ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением
новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и
хозяйственных нужд населения.
Маломерные
суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям,
так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и
стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом
эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.
|
|
Основными
судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для
прогулок (прогулочные суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских
походов и т.д.
3.
По району плавания.
Условия для
плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми
различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере,
водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах.
Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами,
по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем,
а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.
Даже в одном
районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от
гидрометеорологических и других условий характер плавания часто
меняется.
Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах
отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от
плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины,
ниже и выше их также различно и т. д.
Изменение
условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где
происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных
(мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при
выборе курса и управлении.
Сильное
волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или
статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в
шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.
Суда могут
подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в
открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у
судов, плавающих на малых реках, — минимальная осадка.
Внутренние
судоходные пути — реки, озера, водохранилища — разделяются Речным
Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные
Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л.
Соответственно подразделяются по этим же классам (М, О, Р, Л)
суда, поднадзорные Речному Регистру.
Суда класса
М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн
высотой 3 м и длиной 40 м. Условия — приближенные к
морским.
Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими
навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью,
остойчивостью и т. д.
К разряду
М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до
Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о.
Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о.
Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива — от Кронштадта
до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки;
Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское,
Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.
Судам класса
М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского лимана
вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль западного
побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от Уст-Порта до
о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до о.
Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от
Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не
выше шести баллов по шкале Бофорта.
Суда класса
О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и
длиной 20 м. Условия плавания — озерные.
К разряду «О»
относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское,
Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив,
Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до
Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского
бара до Нового порта; низовья рек: Лены — ниже устья реки Алдан до бухты
Тикси, реки Амура — от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея — от
Игарки до Усть-Порта, Южного Буга — ниже г. Николаева, Днепробугский
лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС
(Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское
водохранилище), Кама — от Березников до Камской ГЭС (Камское
водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.
Суда класса
Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2 м и
длиной 12, 5 м. Условия плавания речные, как правило,
магистральные реки и большие притоки.
К разряду Р относятся
озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское
водохранилище (Московское море); Волга — от Калинина до Коприна, от
Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от
Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до
Астрахани — морской канал; Кама — от Перми до Чистополя, Обь — от Камня
до Ямсальского бара; Енисей — от Красноярска до Игарки; Иртыш — ниже
Омска; Лена — от Витима до устья реки Алдан; Днепр — ниже
Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная
Двина — от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна,
Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора— от Усть-Пильмы до
Нарьян-Мара, Амур — от Благовещенска до Хабаровска, Дон — от Ростова до
морского канала, Южный Буг — от Николаева до с. Терноватое, Куршский
залив— от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени
Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал—от Красноармейска до
Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград — Балтийск — устье
реки Эльбинская Висла).
Суда класса
Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру
имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.
Суда класса
Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на
поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на
небольших глубинах.
К разряду Л относятся верхние плесы больших
рек, таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше
Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше
Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше
Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея,
Аму-Дарья, Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман
—Калининградский канал, река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до
Веселовского водохранилища и все остальные реки, не названные выше.
Класс судна |
Минимальный надводный борт, мм |
Условия плавания на волнении |
Удаление от берега, м |
по
балльности волнения |
высота волны |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Первый |
250
|
до 1
балла |
0,50
|
1000
|
Второй |
050
|
до 2
баллов |
0,75
|
3000
|
Третий |
500
|
до 3
баллов |
1,25
|
5000
|
Примечания:
-
Минимальный наводный борт определяется на стоянке меньшим из 3
замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на некоторых
судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии до
первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе.
-
Для
гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна составлять
не менее 10% длины лодки.
-
В
исключительных случаях отдельным судам могут устанавливаться условия
плавания на волнении до 5 баллов и район плавания, отличные от
заданных таблицей. При этом могут быть заданы условия в том числе: с
сопровождающим судном, следование определенной трассой, в
определенное время суток и т. д.
Морские суда
по району плавания подразделяются на суда: а) с океанским
(неограниченным морским) районом плавания; б) с морским районом
плавания; в) районом прибрежно-морского плавания; г)
районом рейдового плавания; д) плавающие в районе портовых вод.
Некоторым малым промысловым судам и мотоботам удаление от берега
разрешается только на 10 миль. Они могут выходить в море при ветре до
четырех баллов.
Каждому
маломерному судну, не поднадзорному Регистру СССР и Речному Регистру,
плавающему на внутренних судоходных водоемах и в прибрежной зоне морей
присваивается соответствующий класс: первый, второй, третий.
4.
По режиму движения.
Маломерные
суда делятся на суда с режимом плавания (водоизмещающиеся), режимом
глиссирования, переходным режимом с плавания на глиссирование с режимом
движения на подводных крыльях, с режимом движения на подводной подушке.
|
5.
По обводам корпуса.
Обводы
корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа
обводов подводной части корпуса — это круглоскулый и остроскулый.
Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в
бортовую (закругленная скула).
Остроскулыми
называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения
днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль
корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.
Реданными
называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом),
расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.
Безреданными
называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не
имеющим реданов.
Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви
шпангоутов (всех или за исключением одного-двух носовых) образованы
прямыми линиями.
Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые
ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S -образной линией.
Смешанными
называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть
круглоскулая.
6.
По материалу корпуса.
Маломерные
суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т.
д.
Суда,
корпус которых состоит из нескольких материалов, например, корпус
деревянный, а набор металлический, называются композитными судами.
7.
По двигателю.
Принято
следующее подразделение судов по роду двигателя: с подвесным мотором и
со стационарным двигателем (обычно многоцелевые автомобильные,
мотоциклетные и специальные судовые двигатели).
8.
По движителю.
Маломерные
суда, как правило, в качестве движителя имеют гребней винт, но могут
иметь воздушный винт, водометный движитель, газовый реактивный
двигатель-движитель.
9.
По конструкции набора корпуса.
С поперечным
набором, с продольным набором, со смешанным набором, безнаборные.
Источник: Братство воблеров
Предыдущая
К оглавлению
Следующая
|