Судоводитель
большого судна, идущего полным ходом без приборов, хорошо видит плавучие
и береговые знаки навигационного оборудования по курсу с судна и за его
кормой, хорошо просматривает берега и видит суда на горизонте и за
поворотом фарватера.
Всего этого не увидит судоводитель с малого судна,
идущего по тому же участку фарватера.
2. Влияние
гидрометеорологических факторов на маломерные суда значительно сильнее,
чем на большие. Даже при небольшом волнении маломерное судно испытывает
значительную качку и тряску.
3.
Отсутствие помещения для управления судном или малые размеры рубки
затрудняют управление рулем, осложняют наблюдения и работу с картой.
Прокладку курса приходится вести на банках или на коленях.
4.
Невозможность применить новые технические методы судовождения
(радиопеленгование, радиолокацию) и приборы из-за отсутствия места,
высокой стоимости и т. д. Обычно применяется шлюпочный компас.
В связи с
этим судоводитель должен представить всю навигационную обстановку, как
неподвижную, так и подвижную.
Основным источником восприятия
судоводителя маломерного судна являются глаза, которые воспринимают
окружающую навигационную обстановку. Доля остальной информации, в том:
числе и слуховой, для судоводителя маломерного судна невелика.
5. Большая
подверженность «присасыванию» к крупным судам при расхождении с ними на
близких расстояниях осложняется тем, что судоводитель крупного судна не
может видеть маломерное судно, попавшее в непросматриваемую (мертвую)
зону вблизи корпуса крупного судна.
6. Трудность
выполнения различных судовых работ, таких как швартовка, шлюзование,
отдача якоря, а также ремонт двигателя.
Чем меньше судно, чем больше на
нем надстройка и чем больше на нем находится людей и груза, тем сложнее
производить судовые работы.
Кроме того, рубки надстройки (как и
опущенные тенты) не только уменьшают круговой обзор, но и затрудняют
выход людей из них, проход вокруг них.
§ 6.
Классификация плаваний.
Плавания,
совершаемые на маломерных судах, подразделяются на любительские и
рабочие. В рабочем плавании выполняется какая-либо планируемая
производственная работа для нужд народного хозяйства, транспорта, связи,
различных видов обслуживания и других служебных и специальных целей.
Маломерными судами в рабочем плавании управляют судоводители, работающие
по найму и имеющие специально выданные для этого профессиональные
документы и свидетельства.
Это старшины катеров, рулевые
самостоятельного управления, а подчас капитаны и штурманы.
Плавание
называется любительским, если судном управляет человек, для которого
судовождение не является профессией и на право управления судном у него
есть удостоверение судоводителя-любителя на право управления маломерным
судном или если судном управляет судоводитель-профессионал, не нанятый
для выполнения обязанностей по управлению судном.
Любительское плавание
может быть одиночным (одно судно) или групповым (несколько судов).
При
групповом любительском плавании командовать группой судов должен человек
со специальной теоретической подготовкой и достаточно большим
практическим опытом или, в зависимости от вида плавания, наиболее
опытный и подготовленный судоводитель-любитель.
Плавания или
походы, которые совершают судоводители-любители на маломерных моторных
судах, делятся на местные, ближние, дальние.
Местное
плавание-поход выходного дня или прогулочное плавание (отсюда термин
«прогулочные суда») ограничивается непродолжительным временем (несколько
часов или один-три дня).
Расстояние — несколько десятков километров. В
местах, где имеются шлюзы, прогулочное плавание обычно проходит только
до шлюза.
На прогулку уходят в хорошую погоду, при отсутствии или
незначительном волнении и ветре, а в море выходят при хороших прогнозах
и уходят недалеко от базы или укрытия.
Запас топлива и продовольствия
рассчитан на кратковременное пребывание в плавании и ночевки у берегов.
Судоводитель-любитель, управляющий судном в таком плавании, обычно
хорошо знает район плавания.
Особенностью
прогулочных плаваний является то, что плавание маломерного судна
происходит в потоке маломерных судов, а на внутренних судоходных путях,
кроме того, в водно-транспортном потоке, пик которого увеличивается на
реках, каналах в районах городов и пригородов и особенно в воскресенье в
конце дня.
Безаварийное
движение судов в таком потоке зависит от каждого участника потока.
Зависимость одного участника движения от другого особенно увеличивается
в преддверии темноты, сумерек и перед наступлением их в условиях
развитого волнения от движущихся малых и больших водоизмещающихся и
скоростных судов (волновой толчеи) и т. д.
К местным
плаваниям относятся плавания судов для кратковременного отдыха на воде,
а также с целью опробования судна и двигателя, учебных тренировок,
спортивных гонок, буксировки воднолыжников, рыбной ловли, различных
индивидуальных хозяйственных и транспортных нужд.
Ближнее
плавание занимает несколько суток, проходит на значительных расстояниях
в пределах нескольких районов, областей с переходом в другие реки и
порты, а также через шлюзы.
Ближние плавания обычно предшествуют
дальним, так как они дают возможность совершенствоваться в приобретении
морской выучки, что необходимо судоводителю-любителю в дальнем плавании.
Ближние
плавания обычно носят туристский характер. Перед плаванием изучаются
маршруты, намечаются укрытия на случай шторма, рассчитывают время
похода, определяют запасы топлива и продовольствия, необходимый
неприкосновенный запас, составляют список необходимого снаряжения.
Обычно судоводитель-любитель, если он ранее не совершал плавания по
этому маршруту, детально знакомится с районами плавания, консультируясь
у лиц, ходивших в аналогичный поход.
На ближние плавания заполняются
маршрутная книжка и судовая роль (документ, в котором записываются все
члены команды и их роль на судне).
|