Хотя водохранилища по
размерам приближаются к большим озерам, ветровой и особенно волновой
режимы на них не похожи ни на озерные, ни на морские. Высота волн на
отдельных водохранилищах может быть особенно большой (см. § 35 «Волновой
режим»).
Ориентирование местоположения судна и выбор курса на водохранилищах во
многом отличны от принятых в речных и озерных естественных условиях.
Суда идут по определенным, заранее подготовленным по глубине и ширине
трассам, которые, как правило, проходят на большом удалении от берега.
Если трасса в какой-то части проходит у берегов, условия плавания
приближаются к речным.
Отдаленность трасс от
берегов часто делает невозможным ориентирование и контроль за движением
судна по береговым ориентирам. Это особенно касается маломерных судов,
так как дальность видимости с них небольшая.
Поэтому при проводке судов
по водохранилищу нужно уметь определять местоположение судна и
осуществлять контроль за курсом по карте и компасу, т. е. применять
штурманский метод судовождения.
На картах водохранилищ
обычно даются рекомендованные, заранее проложенные курсы. Штурманский
метод судовождения необходимо применять повседневно для контроля
местоположения судна, так как плавучая обстановка может быть смещена со
своих штатных мест. Осенью и весной, когда навигационное оборудование
трасс водохранилищ еще не выставлено, плавание возможно только по
компасу и карте.
Следует всегда помнить, что
на водохранилищах имеются специальные порты-убежища, в которые уходят
суда с трасс во время шторма или перед ним, при неблагоприятных
прогнозах. Места нахождения портов-убежищ должны быть заранее известны
судоводителям-любителям.
Кроме описанных выше
больших водоxpaнилищ разряда О, есть малые водохранилища
разряда Р, где условия плавания и ориентирования не отличаются
от речных.
§ 13. Каналы.
Судоходным каналом
называется гидротехническое сооружение с искусственно созданным
судоходным руслом для связи рек, озер, водохранилищ и морей. Судоходные
каналы могут быть соединительные, подходные и обходные, а также
шлюзованные и открытые нешлюзованные.
Соединительные каналы связывают обычно бассейны двух различных морей,
рек или озер. Например, Волго-Донской канал имени Ленина соединяет реки
Волгу и Дон, Беломорско-Балтийский канал — Белое море с Балтийским,
канал имени Москвы — реку Волгу с Москвой-рекой.
Подходные каналы
обеспечивают подход судам с основного судоходного фарватера моря, озера,
реки к причалам населенных пунктов и предприятий.
Обходные каналы
предназначены для обхода озер и рек, в которых плавание затруднено из-за
частых штормов, порогов и т. п. Так, существуют каналы в обход порогов
Дуная, Приладожский и Прионежский каналы и др.
Шлюзованные каналы
соединяют водные бассейны с разными горизонтами воды, поэтому на канале
делаются судоходные шлюзы. К шлюзованным каналам относится большинство
каналов внутренних водных путей СССР.
Открытые нешлюзованные
каналы соединяют водные бассейны с одинаковыми уровнями воды. Чаще всего
это морские каналы.
Большинство открытых
каналов проложено по естественным глубинам, например, Архангельский,
Херсонский, Волго-Каспийский, Днепро-Бугский морской канал на подходах к
Николаеву на Буге и т. д.
Некоторые открытые каналы
по всей длине или на отдельных участках ограждены искусственными
насыпями — дамбами, например, Ленинградский, Калининградский и
Ждановский каналы. На последних двух каналах дамбы устроены только с
одной стороны. Поперечное сечение каналов может быть разнообразным:
трапециевидным, ложбинообразным и т. п.
Обычно ширина судоходных
каналов рассчитана на двустороннее движение по ним, но в отдельных
местах, в частности на поворотах, каналы могут иметь ширину большую, чем
основные прямые участки.
Ограниченная ширина делает
управление судном на канале близким к речному. Управление судном на
шлюзованных каналах осложняется не только стесненностью судового хода,
но значительным числом гидротехнических сооружений и выложенных камнем
откосов.
Плавание маломерных судов
по шлюзованным каналам с большим и оживленным судоходством осложняется
возможностью присасывания этих судов к другим, большим по водоизмещению,
при расхождении (см. § 47, 48). Кроме того, волна, образованная крупными
и быстроходными судами, отраженная от каменных берегов каналов, создает
толчею и легко сбивает малое судно с курса.
Составы на изгибах канала и
на прямых участках при ветре идут так, что начало состава находится у
одного берега, а окончание толкаемого состава у противоположного.
Обогнать такой буксирный состав в канале часто невозможно в течение
продолжительного времени. На каналах особенно сильно ощутим даже
небольшой ветер, который затрудняет расхождение судов при встрече и
обгоне.

Рис. 30. Общая схема шлюза и подхода к нему: 1 — река; 2
—правый берег; 3 — левый берег; 4 — плотина; 5 — камера шлюза;
6 — верхняя голова шлюза; 7 — нижняя голова шлюза; 8—верхний
подходный канал; 9 — нижний подходный канал; 10—верхние
ворота; 11— нижние ворота; 12 — шкафная ниша для помещения
створок открытых ворот; 13 — короткая водопроводная галерея для
наполнения камеры шлюза; 13а — водопроводная галерея для
опорожнения камеры шлюза; 14 — затвор водопроводной галереи;
15—стенки камеры шлюза; 16— верхние направляющие
палы-эстакады; 17 — нижние направляющие палы-эстакады; 18—верхнее
разделительное сооружение; 19 — нижнее разделительное
сооружение; 20—белый бакен; 21 — знак «Сигнал»; 22
— семафор или светофор дальнего действия; 23 двухзначные
светофоры, разрешающие или запрещающие выход из камеры; 24 —
ограничительные огни на подходах к шлюзу; 25 — стоповые огни на
стенках камеры шлюза; 26 — огни на створках ворот шлюза
Если канал относится к
внутренним водным путям, то выставляется судоходная обстановка для
искусственных водных путей; если канал морской, выставляется морское
навигационное оборудование.
§ 14. Шлюзы.
Шлюз — гидротехническое
сооружение, представляющее собой камеру для перемещения судов с одного
повышенного уровня воды — бьефа — выше шлюза (плотины) на другой, более
низкий уровень воды ниже шлюза или, наоборот, с нижнего бьефа на
верхний.
Шлюзы строятся на реках в
гидротехническом комплексе, называемом гидроузлом, в который, кроме
шлюза, входят: плотины, подходные к шлюзу деривационные каналы, дамбы,
причальные стенки для ожидания шлюзования судов и пр. Шлюзы строятся
также и на каналах.
|