2.
Географические и навигационные элементы карт.
Основу карты
составляет географическая сетка параллелей и меридианов. На карту
наносится условное изображение береговой черты и участка водной
поверхности с их характерными особенностями.
На водной акватории
наносятся навигационные элементы: навигационные опасности, средства
навигационного оборудования, фарватеры, каналы, рекомендованные курсы,
различные ориентиры, данные о склонении магнитного компаса.
На береговой
черте даются изображения приметных частей рельефа суши, порты,
населенные пункты, отдельные ориентиры, реки, озера и другие элементы.
Все элементы
содержания карт изображаются условными знаками (перечень наиболее
употребительных условных знаков дается в приложении). На карте
изображаются только те элементы, которые необходимы судоводителю в
плавании.
Кроме
основных сведений географического и навигационного характера, на
навигационных картах помещаются дополнительные сведения, в том числе:
— планы
участков местности в более крупном масштабе, например план порта;
— рисунки
знаков и отличительных ориентиров, помогающих судоводителю опознать и
найти знак или ориентир на местности;
— сведения о
течениях, особенно при необходимости обратить внимание судоводителя на
наличие в данном районе сильного течения;
— пояснения
к не предусмотренным стандартами обозначениям;
— зарисовки
берегов с натуры.
Дополнительные сведения помещаются на свободном месте карты и нисколько
не затрудняют пользование ею, а наоборот, помогают судоводителю лучше
понять и изучить действительную обстановку.
Судоводителю
рекомендуется во время плавания производить зарисовки побережья,
отличительных знаков и ориентиров. Под каждым рисунком нужно указывать,
что нарисовано, когда, кем, с какого направления и расстояния.
Зарисовки
будут полезны любителю при повторном плавании, а также помогут
другим судоводителям-любителям знакомиться с районом плавания путем
обмена зарисовками.
3.
Масштаб карт.
Наша земля
имеет сфероидную поверхность. Такую поверхность нельзя изобразить на
плоской карте без искажения. При составлении морских карт в проекции
меркатора заведомо допускают искажение в изображении на карте формы и
размеров земной поверхности.
Эти искажения касаются и масштаба карты.
Масштаб такой карты постоянен только для точек, лежащих па одной
параллели. По направлению к полюсам масштаб увеличивается.
Масштабом
карты называется степень уменьшения истинных размеров или участка водной
поверхности при условном изображении их на карте. Масштаб выбирается в
зависимости от назначения карты и выражается двумя способами: линейным и
численным.
Линейный
масштаб на карте изображается в виде линейки, разделенной на части.
Против каждого деления имеется обозначение в милях или километрах,
которое соответствует расстоянию на местности.
Численный
масштаб дается в виде дроби, у которой числитель равен единице, а
знаменатель показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше
действительной линии на местности. Например, 1: 200000 означает, что
в 1 см на карте содержится 200000 см (2 км) на
земле.
При
измерении расстояний на обычных навигационных картах следует
пользоваться боковыми вертикальными рамками с нанесенными на них
градусными делениями.
Чем крупнее масштаб карты, тем меньше ошибок
допустит судоводитель при прокладке курса и при определении места судна
в море. Судоводитель-любитель по возможности должен пользоваться картой
самого крупного масштаба.
§
18. Пользование картами.
1.
Чтение карт.
Чтобы
правильно выбрать и наметить безопасный путь судка, судоводитель должен
уметь хорошо читать карту. Для этого надо твердо усвоить все
обозначения, знаки и сокращения, нанесенные на карту.
Если
судоводитель-любитель их еще не изучил, то у него под рукой должны быть
изданные типографским способом условные обозначения (см. приложения).
Чтение карты
начинают с общего ознакомления с изображенным на карте районом.
Необходимо внимательно прочесть заголовок карты, все надписи и
замечания.
Над верхней рамкой карты, у левого края, указывается название
бассейна, озера, моря, водохранилища. Внутри рамки в одном из углов
напечатано:
— название
района, охваченного данной картой;
— численный
масштаб карты;
— величина
магнитного склонения;
— год, к
которому приведено показанное на карте магнитное склонение;
— величина
годового уменьшения (или увеличения) магнитного склонения.
Под нижней
рамкой карты даны даты ее издания, большой и малой корректур, которым
подвергалась карта.
Вне рамки,
на всех четырех углах, имеется номер карты.
После общего
ознакомления с картой переходят к изучению береговой черты с ее
особенностями: мысами, заливами, бухтами, отмелями, а также находят
устья рек, в которых можно пополнять запасы пресной воды.
Изучив
береговую обстановку, начинают внимательное и последовательное изучение
рельефа дна и навигационных опасностей, находят и изучают приметные
ориентиры и средства навигационного оборудования.
Наконец изучают
встречающиеся на пути порты, гавани, бухты и подходы к ним на случай
укрытия от штормовой погоды.
По характеру
берегов определяют возможность подхода к ним, оценивают и уясняют, где
они находятся и какие опасности имеются вблизи берегов. У обрывистого
берега почти всегда глубоко, а отлогие берега часто имеют подводные
препятствия, выходящие далеко в море.
Изучая рельеф дна, необходимо
помнить, что плавное изменение глубин указывает на благоприятный
характер морского дна, а резкое — на хаотический рельеф дна, и при
редком промере можно ожидать встречи с необозначенной подводной
опасностью. Следует обращать внимание на частоту нанесенных глубин,
линий изобат, отметок о затонувших судах, районах запретного плавания и
т. д.
Изучая карту, нужно также определить, насколько полно обеспечен
данный район средствами навигационного оборудования и какими. Необходимо
подробнее ознакомиться с пунктами захода судна (в порт, устье реки,
бухту).
Хорошо
изучив район плавания по карте, судоводитель во время похода будет
быстро и безошибочно находить те пункты и ориентиры на карте, которые он
наблюдает на местности с судна.
2.
Пособия.
Кроме карт,
в дополнение к ним на район плавания судоводителю-любителю при плавании
на море, озере, водохранилище и реке рекомендуется иметь лоции.
В
отличие от лоции как предмета это — специальные книги с описанием
береговой черты и водной акватории какого-либо определенного моря,
озера, реки, где подробно описаны навигационные опасности, средства
навигационного оборудования, приведены приметные ориентиры по побережью
с указанием их внешнего вида, даны сведения о ветрах, течениях и
рекомендации для плавания.
Периодически
к основной книге лоции издаются дополнения. В отдельной книге «Огни и
знаки» дается подробное описание средств навигационного оборудования
соответствующего моря, озера, реки.
Большую помощь судоводителю при
подготовке к походу окажут таблицы приливов и отливов, служащие для
расчета моментов и высот полных и малых вод. Ими удобно пользоваться во
время дальних морских походов и при плавании в незнакомых местах.
По
этим таблицам заранее можно рассчитать время и высоту полной и малой
воды в пунктах, где предстоит плавание. Такие таблицы необходимы в
Белом, Японском, Баренцевом морях, где приливы весьма значительны.
В помощь
судоводителю издаются следующие руководства:
«Каталог
карт и книг», в котором перечисляются изданные навигационные карты и
книги для общего пользования.
В каталоге имеются сборные листы морей,
озер, водохранилищ, рек, по которым судоводитель легко уяснит, какие
путевые и частные карты ему необходимы для избранного маршрута.
По
сборному листу определяют, какая карта для данного района является
наиболее подробной и действующей, а не устаревшей в настоящее время. Все
имеющиеся на судне карты номеруются своими судовыми номерами.
«Извещения
мореплавателям» или «Путевые листы» на внутренних водных путях,
издаваемые по мере надобности. В них приведены изменения в навигационной
обстановке, что дает возможность заранее (до похода) корректировать
карты и пособия.
|