2.
По двум пеленгам одного предмета (крюйс-пеленг).
Этот способ
(рис. 48) позволяет определить место по одному предмету, пеленгуя его на
постоянном курсе дважды в разное время и рассчитывая пройденное судном
расстояние за время между пеленгами.
Место, полученное этим способом,
называется счислимо-обсервованным. Порядок работы следующий:
а) берут по
компасу первый пеленг на предмет КП 1, замечая момент времени по часам и
отсчет лага;
б) спустя
некоторое время, достаточное для изменения пеленга на угол, больший 30°,
берут второй пеленг этого же предмета КП 2, замечая момент времени по
часам и отсчет лага;
в)
исправляют первый и второй компасные пеленги поправкой компаса D К ,
находят истинные пеленги ИП 1 и ИП 2. Истинные пеленги
прокладывают на карте от изображения берегового предмета до пересечения
с линией курса судна КК 1;
г)
определяют в милях пройденное судном расстояние за время между первым и
вторым пеленгами по лагу, а если лага нет, то по скорости хода и
времени;
д)
полученный путь судна за время между пеленгами откладывают по курсу
судна КК 1 от точки В. Предположим, что этот путь равен отрезку ВС;
е) из точки
С проводят линию, параллельную первому пеленгу Р 1А, до пересечения со
вторым пеленгом. Получим точку М, которая и будет искомым
счислимо-обсервованным местом судна в момент взятия второго пеленга;
ж) около
точки М наносят небольшой треугольник, которым принято обозначать
счислимо-обсервованное место, ставят момент по часам, отсчет лага и
прокладывают исправленный курс судна МК 2 уже из полученной точки.

Рис. 48. Определение места судна способом крюйс-пеленга
Имеется
несколько частных случаев крюйс-пеленга, из которых опишем один. Идя
заданным курсом, пеленгуют предмет, когда он придет на курсовой угол
45°. Замечают время и лаг. Второй раз замечают время и лаг, когда
предмет пройдет на траверз (КУ=90°).
Так как курс и два пеленга образуют
прямоугольный равнобедренный треугольник (оба угла у гипотенузы равны
45°), то расстояние до предмета в момент траверза равно расстоянию,
пройденному судном между пеленгами.
Проложив линию второго пеленга
перпендикулярно линии курса и отложив по ней пройденное расстояние,
получают место судна без излишних графических построений.
3.
По пеленгам двух предметов.

Рис. 49. Определение места судна по пеленгам двух предметов
При этом
способе (рис. 49) определение места производят по двум береговым
предметам А и В, направления на которые составляют углы не менее 30 и не
более 120°.
Для большей точности определения своего места надо вторым
пеленговать предмет, расположенный ближе к траверзу (предмет В), т. е. к
плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна. Это
необходимо потому, что при движении судна медленнее изменяется пеленг,
находящийся по носу или корме, а траверзные пеленги изменяются быстро.
Время по часам и отсчет лага необходимо записывать в момент взятия
второго пеленга. Этот способ определения места судна наиболее распростра
нен, сравнительно легко осуществим и дает вполне удовлетворительные
результаты.
После того
как произведено пеленгование, которое надо проводить быстро, чтобы по
возможности не было разрыва во времени между первым и вторым
пеленгованием, необходимо компасные пеленги исправить поправкой компаса
D К и полученные истинные пеленги проложить на карте.
Точка пересечения
пеленгов дает местоположение судна в момент пеленгования и называется обсервованной точкой, обозначаемой на карте точкой в кружочке. На нашем
рисунке такой точкой является точка М, от которой и продолжается ведение
прокладки.
4.
По пеленгам трех предметов.

Рис. 50. Определение места судна по пеленгам трех предметов
При
определении места судна по пеленгам трех предметов А, В, С (рис. 50)
пеленгование производят в следующем порядке: берут пеленг первого
предмета А, расположенного ближе к диаметральной плоскости судна, затем
пеленги второго и третьего предметов Б и С. В момент взятия второго
пеленга замечают время по часам.
На судах, идущих с большой скоростью и
при малых расстояниях до предметов, пеленги приводят к одному моменту,
засеченному во время пеленгования третьего предмета. Для этого вторично
пеленгуют второй, а затем первый предмет и рассчитывают их средние
пеленги.
Получив три
компасных пеленга, рассчитывают истинные пеленги и прокладывают их на
карте.
В идеальном случае все три пеленга должны пересечься в одной
точке, но на практике это бывает редко и получается небольшой
треугольник погрешности из-за неточности пеленгования, неправильного
учета девиации и склонения. Если стороны этого треугольника малы, то за
место судна принимают точку в его центре.
Если треугольник получился
большой, необходимо изменить поправку компаса на 3—4° в любую сторону и
снова проложить пеленги. При этом может получиться маленький
треугольник, расположенный в середине или сбоку от первого. Это значит,
что прежняя поправка компаса была неправильной и найдена верная поправка
компаса для данного магнитного курса.
При получении треугольника
размером больше первого следует изменить поправку компаса на 3—4° в
другую сторону и снова проложить пеленги на карте.
Около обсервованного
места надписывают, как обычно, время и лаг. Этот способ определения
места судна в море является одним из наиболее точных и дает возможность
проверить правильность определенной судоводителем поправки компаса.
5.
По двум расстояниям до двух предметов.

Рис 51 Определение места судна по двум расстояниям до двух
предметов
Пусть,
например, при помощи бинокля с сеткой или ручного дальномера мы измерили
D 1 и D 2 — расстояния до двух предметов А и В. Радиусами, равными
измеренным расстояниям, из точек А и В делаем засечки, как показано на
рис. 51.
Получим две
точки пересечения дуг, но судно может быть только в одной из них. В
какой именно — подскажет пеленг, взятый на какой-либо предмет во время
измерения до него расстояния (в данном случае пеленг ИП). Следовательно,
судно находится в точке F , а не в точке F 1 .
Если оба
предмета расположены на одном берегу, место судна определяется на карте
однозначно точкой, которая получается от пересечения двух дуг,
проведенных радиусами, равными измеренным расстояниям до предметов.
6.
По пеленгу и глубине.
При
невозможности определить место судна одним из вышеописанных способов
судоводитель-любитель может приближенно сделать это при помощи пеленга
на известный предмет с одновременным измерением глубины (рис. 52).
Компасный пеленг исправляют поправкой компаса и прокладывают на карте.
|