5) Никогда
не нужно полностью полагаться на знаки плавучей обстановки, так как они
могут быть снесены со своего штатного места проходящими судами или
штормом.
Ориентируясь в основном по береговым предметам, учитывая
извилистость фарватера,
следует
заранее рассчитывать момент перекладки руля на новый створ или курс,
чтобы не уклониться с фарватера.
При наличии течения нужно править по
заданному курсу, а не по береговому предмету, исключая створы.
Необходимо сличать первоначально принятый курс с пеленгом на ориентир по
носу. Если пеленг меняется, то судно сносится и требуется в компасный
курс ввести поправку на снос.
6) При
плавании по фарватерам всегда нужно проверять
цвет и
характер огней, окраску, местоположение знаков плавучей обстановки.
Характер огней определяется по секундомеру.
При огибании плавучего маяка
или стоящего на якоре судна необходимо проходить у него за кормой, так
как неучтенное течение может быть причиной аварии.
По каждому
району в лоции даются подробные сведения, необходимые судоводителю.
При
отсутствии знаков ограждения можно пользоваться «опасными пеленгами» —
они либо указываются в лоции, либо рассчитываются графически на карте.
Предположим,
что судну надо пройти между двумя островами А и В (рис. 53).
Судоводитель должен рассчитать момент поворота, с тем чтобы безопасно
пройти линию острова В, не наскочив на банку, находящуюся севернее его.

Рис. 53. Опасные пеленги
Проведем линию опасного пеленга 250° от острова А севернее отмели
острова В и пеленг поворота 185°.
Тогда судоводитель будет знать, что
надо идти курсом, не пересекающим пеленг 250°, до тех пор, пока пеленг
на край острова В будет меньше 185°.
Пройдя пеленг 185°, судно может
лечь на курс 185° и безопасно пройти оконечность острова В.
Плавая по
створам, судоводитель должен всегда определять поправку магнитного
компаса на данном курсе, сличая компасный курс по створу с истинным
направлением створа, взятым с карты.
7) При
проходе узкостей для удобства ориентирования карту лучше класть перед
собой не по линии NS , а по ходу судна в фарватере, поворачивая ее
соответственно изменяющемуся направлению фарватера.
2. Опознание места в тумане.
При плавании
вблизи берегов и в узкостях, где много опасностей, а береговые предметы
скрыты от наблюдения, особенно следует остерегаться тумана.
В этом
случае плавание происходит по компасу и лагу.
Но их показания не совсем
точны, поэтому судоводитель-любитель должен быть осторожным, бдительным,
строго соблюдать «Правила предупреждения столкновения судов в море»
(ППСС) и «Правила плавания по внутренним судоходным путям».
При подходе
к полосе тумана судоводитель обязан:
1) возможно
точнее определить свое место и от него в дальнейшем вести счисление;
2) вести
судно малым ходом, непрерывно измеряя глубину и подавая установленные
ППСС сигналы.
Подходить к берегу нужно на самом малом ходу, при котором
судно еще слушается руля;
3) якорь
приготовить к немедленной отдаче и вытравить якорную цепь в воду на
глубину, равную глубине изобаты у берега вокруг подводных опасностей и
прибрежной отмели;
4) не
следует приближаться в тумане к берегу, у которого много навигационных
опасностей.
При подходе к берегу до улучшения видимости рекомендуется
стать на якорь на предельно безопасной предварительно намеченной
глубине.
|