Два диода Д1 и Д2, включенные
на входе блока, ограничивают сигнал магнитного датчика до 0,6-0,7 В на
всем рабочем диапазоне оборотов колен вала, конденсатор С2 подавляет
случайные импульсные помехи. Транзистор Т1 является
усилителем-ограничителем и при отсутствии сигнала отдатчика находится в
закрытом состоянии, так как его база через обмотку датчика соединена с
плюсом источника питания. Транзистор Т2, работающий в качестве
эмиттерного повторителя, в этом случае открыт.
При включении зажигания
конденсатор СЗ начинает заряжаться почти до полного напряжения батареи
по цепи: плюс источника питания 12 В - диод Д6 - диод Д5 - резистор
R4 - открытый транзистор Т2 - минус источника
питания. Конденсатор С4 в это же время заряжается до напряжения 300 В от
преобразователя.
При поступлении
отрицательного импульса отдатчика на базу транзистораТ1, последний
открывается и закрывает транзистор Т2, соединяя его базу с плюсовым
выводом. После этого конденсатор СЗ начинает разряжаться через диод Д4 -
управляющий электрод и катод тиристора - резисторы
R2 и RЗ.
Тиристор открывается и разряжает конденсатор С4 на первичную обмотку
катушек зажигания в течение нескольких микросекунд. На вторичной обмотке
катушек возникает импульс в несколько десятков киловольт и создается
мощная искра на свечах.
Отрицательный импульс,
поступающий с первичных обмоток катушек зажигания через цепочку
R5—ДЗ после переключения тиристора, мгновенно вновь
заряжает конденсатор СЗ, вследствие этого длительность управляющего
импульса на тиристоре не превышает 2 мкс, что исключает
возможность многократного переключения тиристора и обеспечивает
образование только одной искры.
Резистор Rб и диод
Д5 служат для создания отрицательного смещения величиной 0,6-0,7 В
на управляющий электрод тиристора и защищают последний от случайных
переключений.
Повышенная помехоустойчивость
схемы обеспечивается конденсатором С1 и диодом Д1, препятствующими
возникновению помех в цепи управления тиристором.
Блок, собранный из исправных
деталей, начинает работать сразу и не требует для своей наладки
каких-либо приборов.
Если на максимальных оборотах
будут возникать перебои в зажигании, то необходимо несколько уменьшить
сопротивления смещения в преобразователе напряжения (R13 и R15 - см.
схему на рис. 87), уменьшив их величину до 750-510 Ом. Можно также
дополнительно поставить резистор сопротивлением 500-1000 Ом (7,5 Вт)
между высоковольтной обмоткой (III)
трансформатора преобразователя и выпрямительным мостом. Это обеспечит
бесперебойную работу мотора на самых высоких оборотах.
Конструкция блока
формирования импульсов (рис. 94) сделана более жесткой, так как он
установлен на картере двигателя и подвержен сильной вибрации.

Для этой цели следует
несколько изменить и конструкцию основания 4, на которое крепится блок.
Чертежи печатных плат с размещением деталей показаны на
рис. 95.

При использовании деталей,
отличающихся отрекомендованных типов, размеры блока увеличатся,
изменится и конфигурация печатных проводников.
Транзистор Т1 типа МП-42
может быть заменен на МП-39, МП-40 и МП-41 с Вст = 40-50 и
Jко не
более 15 мкА. Транзистор Т2(П203) можно заменить на П4, П201, П202,
П214, П216, П217 с Вст = 30-40 и Jко от 0,3 до 3 мА.
Диоды Д1,Д2,Д4 и Д5 типа Д220
могут быть заменены на Д219, Д223, Д101 -Д10З или в крайнем случае на
Д226 (увеличиваются габариты блока). Диод ДЗ типа Д211 можно заменить на
два последовательно включенных Д226 (на рис. 95 показан этот вариант).
Вместо диода Д 202 (Д6) можно также использовать Д226.
Для перехода от электронного
зажигания к штатному необходимо снять блок формирования импульсов с
основания блока, на основании замкнуть между собой клеммы 6 с 8 и 9 с
10, вынуть изоляционные прокладки из контактов магнето, разъем кабеля
отсоединить от преобразователя и подсоединить к разъему с подключенными
к нему (контакты 2 и 6) конденсаторами штатной системы. Общее размещение
деталей показано на рис. 96.

Вариант 3.
Принципиальная схема данной
бесконтактной системы зажигания (авторы В. Миронченко и др.) приведена
на рис. 97.

Д, - Д5 -
кремниевые диоды Д226, Д6 - диод КД-202Р (прямой ток
I А, максимальная амплитуда обратного напряжения 600
В). Сопротивление тиристора R, - 330 Ом
(2 Вт). КЗ - стандартная катушка зажигания от мотора "Вихрь".
Число витков обмотки 1Тр —
3000-4000 провода ПЭВ 0,18 мм, обмотки 2Тр — 1000 провода ПЭЛШО 0,16 мм.
Обе обмотки рядовые, наматываются "внавал". Емкость конденсатора С 0,5
мкФ, рабочее напряжение 500-600 В.
При использовании мостовой схемы
выпрямителя форма напряжения на конденсаторе С имеет вид, показанный на
рис. 98 б; форма управляющих импульсов дана на
рис. 98 в.

При этом для управления
тиристором Т (КУ-201 К, КУ-202К и др.) используется сред ни и
"седлообразный" импульс, имеющий большую амплитуду. Импульсы
отрицательной полярности срезаются диодом Д5.
Обмотки трансформаторов 1Тр
наматываются на С-образные сердечники (применяемые на моторе "Вихрь" или
самодельные - сталь Э-330, толщина пластин 0,35-0,5 мм). Обмотки 2Тр
наматываются на изоляционный каркас и устанавливаются на сердечнике
сплошного сечения из обычной стали. Расположение и размеры сердечников
показаны на рис. 99.

Установка трансформаторов 1Тр
и 2Тр для верхнего (индекс "В") и нижнего ("Н") цилиндров производится
на панели, состоящей из двух частей: плоской дюралевой панели 1 толщиной
4,8 мм и стальной втулки 2, приклепанной к панели тремя заклепками 0 4.
Катушка 1Тр каждого цилиндра должна располагаться под 90-105°
относительно соответствующей катушки 2Тр. Для согласования момента
искрообразования и положения поршня угол между точкой "К" водила и осью
2Тр верхнего цилиндра должен составлять 87 ± 1°. Направление намотки
обмоток 1Тр не влияет на работу системы; обмотки 2Тр наматываются по
часовой стрелке (если смотреть со стороны вала). Начала и концы обмоток
выводятся на монтажную текстолитовою панель, на которой монтируются
остальные детали системы (рис. 100).

Размеры монтажной панели
115x125 мм, толщина 5-6 мм. Для установки диодов используются монтажные
лепестки; тиристоры Т крепятся на дюралевых уголках 15x15 длиной 15 мм.
Диоды Д6 (КД-202Р) крепятся непосредственно к текстолитовой
панели.
После испытания системы весь
монтаж заливается эпоксидной смолой. Панель на винтах М5 и скобками
крепится к мотору с левой стороны катушек зажигания около выхлопного
коллектора.
Для исключения
искрообразования при положении поршня в НМТ нужно снять два магнитных
полюса маховика со стороны шпоночной канавки и отжечь их при температуре
не ниже 800°. Это предотвратит разбалансировку.
|