Спасательное кольцо.
Для оказания
помощи упавшему за борт наряду со спасательными кругами применяют и
спасательные кольца.
Спасательное
кольцо, выпускаемое английской фирмой «Данлоп» для снабжения катеров и
яхт, показано на
рис. 103.
Оно состоит
из легкого плавучего кольца 1 диаметром около 200 мм,
изготовленного из вспененной резины (наирита).
Кольцо обладает весом,
достаточным, чтобы можно было бросить его на расстояние 12—16 м, и в то
же время гораздо легче, чем крут, которым можно оглушить спасаемого.
К
кольцу привязан прочный (разрывное усилие 114 кгс) плавучий линь 4
из полипропилена. Длина линя 18,3 м. Он аккуратно укладывается в
бухточку, из которой беспрепятственно освобождается при бросании кольца.
Бухточка, уложенная в корпус 3, закрывается сверху пластмассовой
крышкой 2. Несколько таких коробочек закрепляют обычно на рубке,
в кокпите близ рулевого.
Пострадавший,
ухватившийся за кольцо или за плавающий линь, будет быстро поднят на
палубу.
Насос для
откачки воды.
Цилиндр насоса
3 (рис. 104) можно сделать из
отрезка тонкостенной трубы диаметром 40—65 мм.
Длину трубы подбирают с
таким расчетом, чтобы ее нижний конец доставал до киля внутри лодки, а
верхний с отливным патрубком 2 длиной 150—300 мм выступал над
бортом.
Снизу на трубу наворачивают муфту i>6 с донышком, в котором
просверливают отверстия для забора воды.
Нижним
клапаном служит резиновый диск 4, закрепленный к донышку болтом.
Такой же диск является верхним клапаном п одновременно уплотнением
поршня 5, вырезанного из листа 5-миллиметровой стали.
В поршне также
просверливают отверстия для прохода воды при опускании его вниз. Ручку 1
можно сделать из проволоки диаметром 8—10 мм.
Если на отливной патрубок
надеть резиновый шланг, то откачивать воду из трюма можно будет
непосредственно из каюты. Производительность такого насоса около 3 т/ч.
Автоматические
водоотливные шпигаты.
На ходу
мотолодка получает дифферент на корму, что вызывает скопление воды у
транца.
Короткий
патрубок на днище, обращенный открытым концом в корму, благодаря
образующемуся у его среза вакууму, будет отсасывать воду из трюма.
Внутри лодки патрубок снабжается надежным запором (завинчивающейся
пробкой, зажимом, вентилем), открывать который можно только на берегу
или при скорости более 10 км/ч.
Более
безопасны донные шпигаты с запорной пробкой и невозвратным резиновым
клапаном
(рис. 105,
а),
Если лодка неподвижна
или идет задним ходом, клапан из мягкой резины перекрывает отверстие,
препятствуя доступу воды внутрь судна. Но на стоянке и этот шпигат лучше
завинчивать пробкой.
Шпигат с
сифоном
(рис. 105, б) действует
«автоматически» (труба 3 шпигата должна быть поднята выше
ватерлинии). Поступлению забортной воды на заднем ходу препятствует
простейший шариковый клапан 2, а засорению сифона — сетка 1
на приемном конце.
На
глиссирующих мотолодках, транец которых на ходу полностью осушается,
можно установить транцевые шпигаты. На
рис.
105,
в
показан шпигат с
резиновым шлангом, который перекрывается обычным лабораторным зажимом.
Шпигат, показанный на рис. 105,
г,
снабжен резиновым
невозвратным клапаном лепесткового типа, подобным дыхательному клапану
маски противогаза, и запорной конусной пробкой.
Предыдущая
К содержанию
Следующая
|