Как удержать маховик.
При снятии маховика для
осмотра магнето довольно трудно удержать маховик от проворачивания при
пользовании обычным съемником, входящим в комплект инструмента.
Сделать это можно при помощи
тонкого прочного шнура и палки. Намотав в канавку маховика два витка
этого шнура с достаточной слабиной (рис.
183), связав его концы
и просунув в витки палку,
затягивают витки, закручивая палку. Теперь достаточно упереть один конец
палки в обод маховика, а другой придерживать рукой, — при завинчивании
болта съемника маховик не провернется.
Чтобы не перетерся
пусковой шнур.
У стартера «Вихря» часто
перетирается пусковой шнур. Советуем поставить на корпус стартера (там,
где шнур выходит из него) текстолитовый или фторопластовый ролик 3
диаметром 25—30 мм (рис. 184)
так, как это сделано на моторе «Нептун».
Закрепить ось 2 ролика
можно с помощью накладки 1, вырезанной из 2-миллиметровой пластинки. На
рисунке обозначены: шайба 4 диаметром 15 мм; винт 5 с
резьбой М4; шайба 6, Как установить ролик, показано на рис. 185.
Не оставляйте «ногу»
мотора в воде.
При остановках, даже если под
килем больше трех футов, лучше откинуть мотор на защелку.
Дело в том,
что сальники горизонтального вала, рычага переключения хода и
торсионного вала не являются вакуумными уплотнениями.
При длительном
напряженном режиме работы мотора смазка в редукторе от трения шестерен
разогревается и увеличивается в объеме.
При остановках же, наоборот, она
охлаждается и сжимается. В результате внутрь редуктора засасывается
вода. Чем холоднее вода, тем это явление происходит
быстрее.
Шум подвесного мотора
можно уменьшить.
Не прибегая к конструктивным
изменениям двигателя, можно сделать его работу менее шумной, если
оклеить кожух мотора изнутри шумоизоляционным материалом (поролоном или,
что проще, ковриком из порорезины).
Чтобы снизить вибрацию,
которая от мотора передается на лодку и является еще одним источником
шума, поставьте на транце в месте крепления струбцин мотора резиновую
прокладку.
Как
устранить реактивный момент «Вихря».
«Выровнять» ход лодки под
«Вихрем» (устранить реактивный момент, создаваемый винтом) можно,
переделав выхлопной патрубок на корпусе редуктора.
Выверните резьбовую пробку
К (рис. 186) и отрежьте ножовкой
патрубок на расстоянии 25 мм от его торца вместе с расположенной внутри
него трубкой подвода воды к помпе.
Внутри этой трубки нарежьте резьбу
М9х
X 1,25 под пробку К на глубину 9 мм.
С
помощью сверла увеличьте диаметр отверстий для забора воды на
укороченном патрубке с 3 до 4 мм и самым тщательным образом зачистите и
удалите все заусенцы.
Ввернув в трубку резьбовую пробку К, закерните ее
по торцу в трех точках.
Удлинитель румпеля мотора.
Тот, кто ловит рыбу на
дорожку на легкой лодке с подвесным мотором, знает, как трудно на малом
ходу добиться правильной дифферентовки: лодка садится кормой и сильно
задирает нос.
Единственным средством избавиться от дифферента является
перемещение рыбака ближе к носовой части, но при этом не дотянуться до
румпеля мотора.
Управлять мотором поможет
простой удлинитель из 25-миллиметровой дюралевой трубки
(рис. 187, а).
На одном конце трубки при
помощи дисковой пилы делаются два взаимно перпендикулярных пропила на
длину 150 мм (рис. 187, б).
Можно
эту работу выполнять и обычной ножовкой по металлу, смазав полотно мылом
или парафином. Полученные четыре лепестка немного отгибаются таким
образом, чтобы удлинитель можно было насадить на рукоятку румпеля.
Затем, используя хомутик (например, применяющийся в дюритовых
соединениях), удлинитель закрепляют на рукоятке. Хомутик стоит
приклепать к одному из лепестков трубы, чтобы он не терялся при хранении
удлинителя отдельно от мотора.
Дистанционное управление
дроссельной заслонкой.
Большинство выпускаемых
промышленностью лодок снабжается рулевым устройством для управления
поворотом подвесного мотора.
Дистанционное же управление дроссельной
заслонкой карбюратора и реверсом нередко приходится делать самому.
На моторах с мотоциклетными
карбюраторами типа К-36 («Москва», «Ветерок, «Нептун») управлять
заслонкой можно (рис. 188) с помощью
одного троса, отсоединив поводок магнето от карбюратора.
Опережение
зажигания устанавливается постоянным для эксплуатационного числа
оборотов мотора.
Трос привода 3 с напаянным наконечником 4
прикрепляется вместо штатного тросика к заслонке 1 карбюратора.
Трос
имеет только один рабочий ход — на открытие заслонки; на место она
возвращается под действием пружины
2.
Второй конец тросика (он
должен быть заключен в боу-деновскую оболочку, которую можно взять,
например, от мотоколяски «СЗА» или мотоцикла) крепится к рукоятке
(манетке) управления газом, установленной у штурвала.
Тросик крепится с
помощью бобышки (8, рис. 189),
плотно вставляемой в отверстие в рукоятке. Боуденовские оболочки
обеспечивают гибкую связь с мотором и свободное перемещение самих
тросов.
Для крепления концов боуденовской оболочки на карбюраторе и на
основании манетки должны быть смонтированы упоры, один из них должен
быть регулируемым.
Недостатком устройства
является то, что опережение зажигания не регулируется в зависимости от
числа оборотов; в результате на малых оборотах мотор работает с сильной
вибрацией и с неполным сгоранием топливной смеси.
При значительной длине
троса в боуденовской оболочке силы пружины карбюратора оказывается
недостаточно для надежного сброса газа.
Для совместного движения
заслонки карбюратора и панели магнето требуется более сильная возвратная
пружина.
В этом случае трос прикрепляется к рычагу, выведенному в нижней
части поддона наружу специально для подключения дистанционного
управления (рис. 190, а).
Один конец
цилиндрической возвратной пружины 8 закрепляется на рычаге 7 валика
6, другой — на поддоне или задней ручке мотора с помощью скобы 9.
Пружина диаметром 10 мм навивается из миллиметровой проволоки; длина
ее (ориентировочно 120 мм) подбирается таким образом, чтобы усилие
пружины возвращало рычаг газа 7 в исходное положение — до полного
закрытия карбюратора.
Приводы с возвратными
пружинами не могут считаться абсолютно надежными; так, при неправильной
термообработке пружины она может сломаться от усталости металла.
Более
надежны системы управления с «бесконечным» тросом. Здесь трос и при
прямом действии, и при возврате работает как тяговый.
В самом простом виде такое
управление может быть применено для дроссельной заслонки на моторе
«Вихрь» (рис. 190, б). В
отверстие прилива, который имеется с правой стороны поддона мотора за
основанием румпеля, вставляется и крепится гайкой боуденодержатель 2.
Второй такой же держатель, но с более коротким концом, крепится на
задней ручке 10 мотора (нужно для него просверлить отверстие
диаметром 8,2 мм).
На конец вертикального валика 6 дроссельной
заслонки, выступающий снизу поддона, надевается рычаг 7, фиксируемый
винтом М3х12.
На свободный конец рычага 7 ставится втулка 11 с прижимным
винтом 12 для троса 3, с таким расчетом, чтобы она имела
вращение в отверстии рычага 7.
Рукоятка управления — обычного типа; оба
конца троса закрепляются на шкиве диаметром 100—120 мм (манетка,
показанная на рис. 189, здесь не годится из-за значительною хода рычага
7).
Для надежной работы системы возвращающая ветвь троса должна иметь
достаточный радиус изгиба. Устройства для дистанционного переключения
реверса более сложны для самостоятельного изготовления; к тому же, можно
обходиться и штатным рычагом на моторе.
Однако при этом совершенно
необходимо установить на пульте управления дублирующую кнопку «Стоп»
(или тумблер) для экстренной остановки мотора. Провода от этой кнопки
подключаются к проводникам штатной кнопки «Стоп» на моторе.
Кнопка «Стоп» на моторе
«Москва».
Кнопку «Стоп» 2 для
замыкания первичной обмотки 1 катушек зажигания «Москвы» нужно
подключать следующим образом (рис. 191):
подсоединить два провода под винты, которыми крепятся выводы первичных
обмоток трансформаторов к конденсаторам 4, и соединить подвижный
контакт кнопки с массой.
На рисунке показаны также
вторичная обмотка трансформатора 6, прерыватель 3 и свеча
зажигания 5.
Предыдущая
К содержанию
Следующая
|