г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

Техника управления парусной доской.

 

Пройдя первичный курс обучения виндсерфингу на слабых ветрах, следует начинать тренировки при силе ветра более четырех баллов. На этом этапе спортсмены сталкиваются с особенностями поведения парусной доски, которые потребуют несколько иной техники управления, чем при слабом ветре.

Правильно оценить свои действия, быстрее освоить технику управления парусной доской поможет знание сил, действующих в системе парус — доска — спортсмен. Рассмотрим эту систему в несколько упрощенном виде, предполагая, что все силы действуют в плоскости мидель-шпангоута (рис. 81). Аэродинамическая сила А стремится провернуть вооружение относительно шарнира (точки О), при этом она создает кренящий момент Мкр. Удерживая парусное вооружение за гик, спортсмен должен создать своим телом восстанавливающий момент Мв, равный по величине кренящему. Кроме того, на тело спортсмена может действовать вертикальная составляющая аэродинамической силы Z. Ее направление и величина в основном зависят от угла наклона паруса относительно ветра. Если парус наклонен под ветер, то сила Z направлена вниз, а если он имеет наклон на ветер, что бывает чаще, то сила Z направлена вверх. В результате спортсмен будет давить на корпус с силой, равной разности между весом спортсмена и вертикальной составляющей Z аэродинамической силы. Действующее водоизмещение корпуса уменьшится. Уменьшится и сопротивление воды движению доски и, следовательно, ее скорость может возрасти. При больших скоростях ветра сила Z может составлять от 70 до 90 % веса спортсмена. При таком соотношении сил глиссирование может превратиться в полет над поверхностью воды.

Парус в виндсерфинге.

 
 
 
О карасе
 
Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Если сложить векторы аэродинамической силы Л, действующей на парус, и силы веса спортсмена Р, то получим некую результирующую силу К, действующую на корпус (рис. 81).

Из курса физики известно, что тело находится в состоянии устойчивого равновесия, если линия действия силы тяжести проходит через его опорную площадь. В нашем случае линия действия силы К должна проходить через площадь, заключенную между ступнями спортсмена.

«Сюрпризы» свежего ветра. В слабый ветер, подняв мачту с парусом из воды, спортсмен шкотовой рукой подтягивает к себе гик и постепенно наполняет парус ветром. Парус включается в работу не сразу всей площадью, а постепенно, начиная с участка, расположенного близ шкотового угла (рис. 82). Соответственно точка приложения аэродинамической силы оказывается сначала смещенной к задней шкаторине паруса и, если гик задержать в промежуточном положении, то доска начнет приводиться к ветру. Если же выбирание паруса происходит быстро, то этот эффект вследствие малого времени действия аэродинамических сил и инерции доски практически не заметен.

Если же попытаться применить обычную технику наполнения паруса при ветре силой более четырех баллов, то это может закончиться падением в воду. Дело в том, что тенденция доски приводиться к ветру в начальный момент выбирания паруса усугубляется вследствие изгиба мачты, отваливания ее верхней части под ветер. При этом происходит смещение «пуза» к задней шкаторине паруса, его скручивание по высоте. Передняя часть паруса становится более плоской, а точка приложения аэродинамической силы перемещается к задней шкаторине. Это сразу же ощущается по усилию, приходящемуся на руки, причем тем заметнее, чем гибче мачта. Ощущение такое, как будто мачта наклонена в корму. Этот эффект можно было бы назвать эффектом «фальшивой мачты». Для борьбы с ним нужно наклонить мачту сильнее на ветер, мачтовую руку расположить на гике примерно в 40—50 см от мачты, шкотовую руку — на расстоянии 80—70 см от мачтовой. При установке паруса можно вообразить что ваша мачта расположена там, где кончается уплощенный участок паруса, и ориентироваться по этой воображаемой (или «фальшивой») мачте.

В свежий ветер рекомендуется отработать иную технику старта, при которой парус наполняется ветром рывком шкотовой руки. Начальные движения рук такие же, как и при обычном старте в слабый ветер. Перекрестным движением мачтовая рука захватывает гик, но только несколько дальше в корму, чем при слабом ветре. Подтягивая мачтовую руку на уровень груди, спортсмен начинает одновременно падать на ветер. В тот момент, когда он почти касается воды, спортсмен резким рывком добирает шкотовую руку, помогая себе одновременным движением плечевого пояса. Удар ветра в парус, сопровождаемый хлопком, остановит его падение.

Нужно преодолеть боязнь падения на ветер и тогда постановка паруса при свежем ветре перестанет быть проблемой. Важно поверить в то, что наполнившийся ветром парус остановит падение. Отрабатывать подобную технику старта в сильный ветер нужно начинать на берегу.

Уваливаясь при сильном ветре на полный курс и случайно качнув доску с борта на борт, спортсмен чувствует, что корпус стремится накрениться на борт, встать «на ребро». Удержаться на доске довольно трудно. Чтобы понять, в чем причина явления, рассмотрим силы, возникающие на корпусе, когда он движется с креном (рис. 83). В этом случае скорость движения высокая и вертикальная сила Z, возникающая на шверте, может значительно превысить вес спортсмена. Возникающий при этом кренящий момент уже не компенсируется восстанавливающим, который спортсмен может создать, встав на борт. Корпус продолжает крениться, при этом часть шверта выходит из воды и положение уравновешивается. Корпус скользит на ребре. Этот эффект получил название «планирование на шверте».

Планирование на шверте.

Что делать, чтобы выйти из режима «планирования»? На скорости до 10—12 узлов можно попытаться поставить одну ногу на борт, чтобы своим весом попробовать восстановить равновесие. Пока угол атаки шверта невелик, это обычно удается, а в других случаях приходится привестись или потравить парус.

Эту проблему можно решить двумя способами: применить поворотный шверт, который позволит уменьшать его рабочую площадь, а значит и силы, на него действующие, или ходить в свежий ветер без шверта. Техника выдергивания шверта из колодца на ходу доски следующая. Увалитесь на курс галфвинд. Нагнитесь и шкотовой рукой вытащите шверт, повесив его лямкой на запястье этой руки. Резко доберите парус, выполнив при этом элемент падения на ветер. В момент хлопка компенсируйте рывок паруса толчком ног в корпус, при этом нога, расположенная у мачты, должна толчком заставить корпус начать уваливание. Руки широким хватом должны удерживать гик.

Наклоните парус на ветер и кругообразным движением потяните его на себя. Представьте, что верхней частью паруса вы загребаете ветер с наветренной стороны. Это поможет уваливанию доски под ветер.

В период уваливания необходимо плавно переносить вес тела на кормовую ногу с одновременным смещением всего тела в диаметральную плоскость. Нужно быть готовым к тому, что в момент, когда доска ляжет на курс бакштаг, давление на парус резко уменьшится.

При движении без шверта курсом фордевинд можно управлять доской, накреняя корпус на тот или другой борт. Доска поворачивает в сторону поднятого борта — этот эффект тем более выражен, чем большую кривизну имеют борта доски.

Еще одно явление, характерное для сильного ветра — «катапультирование». Оно возможно, если не учесть, что при уваливании с бейдевинда на бакштаг скорость вымпельного ветра значительно возрастает, причем одновременно изменяется и направление действия аэродинамической силы. При этом равнодействующая этой силы и веса спортсмена (К на рис. 81) переместится в нос от опорной площади. В результате спортсмена с силой выбрасывает вперед по ходу доски. Нужно заранее подготовиться к изменению направления действия силы А и перенести вес на ближайшую к корме ногу. Носовую ногу нужно держать по возможности прямой.

Следующая задача — освоение техники старта на полных курсах. Стартовать лучше на курсе бакштаг, а потом уваливаться на фордевинд. При этом спортсмен будет избавлен от необходимости приводиться к ветру после каждого падения в воду.

Пытаясь применить знакомую технику старта в слабый ветер, спортсмен испытывает определенные трудности. Плавно подбирая парус, необходимо противостоять аэродинамической силе, действующей сначала поперек. После того, как парус займет нужное положение, сила резко уменьшится и возможным итогом такой постановки может быть падение. Кроме того, доска успевает привестись к ветру, пока выполняется этот маневр.

Если попытаться наполнить парус рывком, есть риск катапультироваться с доски вперед в результате аэродинамического удара воздуха в парус. Кроме того, на рывок может просто не хватить сил.
Нужно запомнить правило: сильный ветер перебороть невозможно, его нужно заставить работать на себя. Первое, что необходимо — это постараться удлинить время, в течение которого на парусе развивается аэродинамическая сила. При этом уменьшится эффект динамического удара ветра.

Второе — это необходимо уменьшить ветровой поток, который обтекает парус в начальный момент.
Подъем паруса и подготовка к старту выполняются обычным путем. За стартовый шкот парусное вооружение поднимают из воды и направляют нос доски на нужный курс. Мачтовой рукой крестообразным движением берутся за гик на расстоянии 20— 30 см от мачты. После этого делают небольшую паузу, во время которой смещаются в сторону кормы, за швертовый колодец. Нужно встать обеими ногами в то место, где стоит обычно на курсе бакштаг ближайшая к корме нога. Ступни располагаются на палубе симметрично относительно ДП, на расстоянии 20 см друг от друга, носки слегка развернуты наружу.

Во время паузы парус полощется на ветру. Он выгибается и хлопает то на подветренную, то на наветренную сторону. При этом мачтовая рука, которая удерживает гик, то касается груди, то отклоняется от нее. Нужно выбрать тот момент, когда рука коснется груди и, взявшись за гик шкотовой рукой, добрать парус, как бы прокатив гик по груди. Парус должен в это мгновение находиться как можно ближе к телу, которое создает ветровую тень и облегчает работу.

Наполнившись ветром, парус хлопнет и с силой рванет вперед. Смягчая рывок паруса, выпрямите руки, которые до этого момента должны находиться в согнутом состоянии. Одновременно с выпрямлением рук необходимо сделать шаг ноги к мачте. Шаг должен быть жестким, как бы сопровождаться ударом ступни. Одновременно нужно поворачиваться на носке другой ноги и приседать на нее. Эти движения погасят рывок паруса и позволят избежать катапультирования с доски. Шаг вперед должен быть только реакцией на рывок паруса. Если парус наполнился, в рывка не последовало, шагать вперед не обязательно, можно идти этим курсом в высокой стойке.

Предыдущая страница          Виндсерфинг          Следующая страница 

 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Установка датчика эхолота Сом отомстил рыболову
   
   
   

Более 100 узлов и петель

О кружках и жерлицах

   
   
   
Неисправности мотора Вихрь Учебник по судовождению
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024