г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

Основные элементы каркасно-надувной байдарки.

Оболочка.

Оболочка изготовляется из прочной, водонепроницаемой ткани, достаточно гладкой хотя бы с одной стороны, несом 0,7—1,0 кг/м2, например, из ткани на лавсановой основе с поливинилхлоридным (ПВХ) покрытием или из прорезиненного капрона.

 
 
 
 
  Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Изготовление оболочки — наиболее квалифицированный и ответственный этап в конструировании байдарки. Оболочка байдарки состоит из деки и днищевой части, которая, в свою очередь, содержит два клина и днище.

Чем точнее будет раскроена оболочка, тем меньше времени уйдет на ее изготовление и доводку. Предлагаемый способ раскроя хорошо поддается расчету, обеспечивает требуемую форму байдарки, минимум днищевых швов, позволяет экономно расходовать материал. Оболочка байдарки по линии максимальной ширины делится на две части: деку и днищевую часть. Далее строятся, а затем вычерчиваются их плоские развертки (рис. 50,а, б). Обычно за точки отсчета при построении развертки берутся места расположения шпангоутов. Расстояния между шпангоутами определяются на проекциях общего вида байдарки сбоку или сверху (рис. 54), а периметры деки и днищевой части — из сечений байдарки по шпангоутам (рис. 55). Для более точного раскроя оболочки ближе к носу и корме строят дополнительные сечения. Если используются сильнотянущиеся ткани, например капрон, обрезипенный с одной стороны, дающий большое растяжение при намокании, то выкройкой днищевой части служит ее плоская развертка (рис. 50,а). При использовании таких материалов все размеры на выкройке оболочки уменьшаются на 4—5%.

При использовании малотянущихся материалов, типа тканей на лавсановой основе с ПВХ-покрытием, развертку днищевой части делят на днище и два клина. Далее задают в зависимости от имеющегося материала ширину днища, обычно это 55—65 см. Затем этот размер откладывают на развертке днищевой части. На днище желательно использовать цельный кусок. С боков развертки днищевой части остаются выкройки клиньев. Припуск на швы дается по 15 мм. Клинья пришиваются к днищу выпуклой стороной с изнанки. Образующиеся при этом небольшие излишки на концах клиньев плавно подрезают. Все швы при изготовлении байдарки выполняются капроновыми нитками. Клинья с днищем могут быть соединены внакладку клеем, соответствующим материалу оболочки, или сваркой для тканей с ПВХ-покрытием. Сварку или склейку ведут от центра клина к оконечностям, не натягивая материала.

Деку набирают из различных кусков. Куски сшиваются двумя-тремя швами внакладку,   свариваются или оклеиваются. Край деки в центральной части КНБ должен быть выполнен из одного куска, поскольку он имеет буртик. Для получения буртика край в центральной части деки подворачивают 3—4 раза в зависимости от толщины материала, каждый раз прошивая. Перед сшиванием деки с днищевой частью необходимо промерить их периметр по линии сшивания. Если раскрой выполнен тщательно, то разница в периметрах будет небольшая, примерно 10—15 мм. Часть, имеющую больший периметр, уменьшают с боков и концов. Затем куски днища и деки от середины сметывают и прошивают внутренним швом. В дальнейшем производя доводку, оболочку ушивают или распускают в основном только по этому шву.

Вырезы в оболочке у штевней в двухбаллонных судах выполняют по месту, стараясь сделать их минимальными, в противном случае на днище после сборки байдарки могут появиться морщины, от которых будет трудно избавиться. После того как дека сшита с днище-ми частью и уже готовы надувные баллоны и каркас, можно сделать примерку оболочки. Как правило, оболочка будет немного велика, поскольку ее материал под воздействием надувных баллонов растягивается не менее чем на 2%, что не учитывалось при раскрое. Во время примерки необходимо отметить на деке посадочные места для экипажа.

Для этого на деку кладут кольца так, чтобы они касались шпангоутов, к которым крючками крепится центральный мидельвейс. Для двухбаллонной КНБ это шпангоуты 3 и 5; для четырехбаллонной — шпангоуты 3 и 4. На деку наносят контур кольца, уменьшая на 10 мм размер будущего отверстия по периметру. Края посадочного отверстия укрепляют полоской того же материала, из которого выполнена оболочка, шириной 2— 3 см, взятого по долевой нитке. Полоска пришивается тремя-четырьмя швами к нижней стороне деки, причем первый шов делается у края деки (рис. 51). Затем готовится стойка шириной 150 мм, длиной на 100 мм больше периметра посадочного отверстия. В стойке делается подворот шириной 25 мм и прошивается. Стойка пришивается к деке с верхней стороны.

В КНБ у оконечностей центрального мидельвейса стойка имеет разрез. В местах разреза к деке и стойке пришивается накладка из материала оболочки для защиты от проникновения воды внутрь (рис. 52). Для того чтобы края деки у шпангоутов в рабочем состоянии байдарки не расходились, в накладке имеется петля, а к деке пришивается крючок, который при сборке одевается на петлю, снимая тем самым нагрузку с краев деки. У стойки КНК нет разреза, выполнена она цельной по периметру отверстия для гребца. В подворот стойки продевается капроновая стропа или резиновый шнур с металлическими крючками на концах (крючки должны быть зафиксированы на стойке).

 
 
 
 

На последнем этапе сборки крючки сцепляются, на посадочное место кладется кольцо и с внутренней стороны оборачивается стойкой, в результате образуется выступ, на который после посадки экипажа в судно одеваются юбки. Если в подворот стойки продета стропа, то она еще раз оборачивается вокруг кольца, до предела натягивается и завязывается.

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница

Еще о лодках и моторах.

 
 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Неисправности мотора Вихрь

Более 100 узлов и петель

   
   
   
300 советов по лодкам, катерам, моторам Альбом блесен
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
   
   
Статьи о ловле щуки Карта реки Ока 1см : 1км
Все о ловле щуки Карта Оки
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024