|
Двухбаллонная каркасно-надувная байдарка.
Основные данные судна:
Длина……………………………...480 см
Ширина …………………………...80 см
Высота …………………………….38 см
Полный объем …….…..не менее 700
л
Грузоподъемность...….не менее
250 кг
Вес...........19 кг
Общий вид байдарки дан на
рис.
53.

Разборный каркас
(рис. 54) содержит шпангоуты (1—7), штевни (8, 9),
кильсон (10—13), штевневые (14, 15) и центральный (16) мидельвейсы,
раму, состоящую из верхних (17—24) и нижних (25—32) труб, соединенных
перимычками (33).

На кильсоне установлены рыбины (34) для крепления
шпангоутов. Концевые части КНБ объединены в блоки, куда входят штевни,
штевневые мидельвейсы и крайние секции кильсона и рамы. Последняя
крепится к штевневым пиллерсам (39, 40). Байдарка имеет семь замкнутых
шпангоутов.
К шпангоутам крепятся все
продольные элементы байдарки. Центральный мидельвейс (16), соединяющий
шпангоуты (3, 4, 5), имеет по всей длине паз для соединения краев деки
оболочки. Мидельвейсы к шпангоутам (1, 4, 7) крепятся с помощью книц
(38). Для соединения рамы в центральной части используются замки (41).
Банки (36, 37) устанавливаются непосредственно на кильсон байдарки и
крепятся к рыбинам (35), а боковые части банок — к упорам (42). Упоры
соединяются со шпангоутами с помощью книц, пиллерсов и уголков.
Надувные баллоны размещаются
вдоль бортов судна между рамой и оболочкой, крепятся к штевням и к
верхней трубе рамы. Они заполняют пространство между оболочкой и рамой,
а также зазор между нижней трубой рамы и днищем, выступая внутрь
байдарки.
Оптимальные диаметры труб
(мм): кильсон — 22—24, шпангоуты (кроме штевневых) — 16, штевневые
шпангоуты — 14, верхняя труба рамы — 18—20, нижняя труба рамы — 16,
мидельвейсы — 16, кольца для посадочных мест — 8—12, упоры—16. Толщина
стенки труб 1 мм. Общий вид шпангоутов дан на
рис. 55. Стыковка ветвей
шпангоутов показана на рис. 39. Размеры шпангоутов (мм) даны в
таблице 4. Высота профиля кильсона 30 мм.

Если для крепления рамы к шпангоутам
используются кницы, то их надо расположить таким образом, чтобы
вставленная в них верхняя труба рамы была несколько приподнята над
углами шпангоутов. Это предохранит деку байдарки от потертостей при
эксплуатации. В теле кницы имеется вертикальное отверстие с резьбой М4,
в него вворачивается шпилька, которая при сборке входи г в
стыкуемые секции рамы. На бимсах шпангоутов 1, 4, 7 устанавливаются
симметричные кницы, в которые при сборке вставляются мидельвейсы. В
верхней части остальных шпангоутов устанавливаются скобки (рис. 41, я).

Лапки в основаниях шпангоутов
расположены таким образом, чтобы при сборке-разборке шпангоуты 1, 2, 3
наклонялись к носу, шпангоуты 4, 5, 6, 7 — к корме.

Продольный чертеж каркаса дан
на
рис. 54. Начинают изготовление кильсона обычно с места перехода двух
его профилированных труб в одну. Для этого оконечности центральных
кильсонных труб немного изгибают (рис. 56) и на участке 70—80 мм
равномерно сплющивают так, чтобы стенки на концах трубы сомкнулись.
Этими участками трубы скрепляются двумя винтами М4 с однопрофильной
оконечностью кильсона. В местах расположения шпангоутов 2, 3, 4, 5, 6
устанавливают П-образные рыбины, а для шпангоутов 1, 7 — уголковые
рыбины (рис. 43,б). Пазы в рыбинах по длине должны точно соответствовать
размерам лапок одноименных шпангоутов. П-образные рыбины изготовляют из
дюралевой пластины шириной 50 мм. Размеры рыбин определяют из вида
байдарки сверху, вычерченного в натуральную величину. Рыбины гнутся в
тисках, радиус изгиба 5 мм.
В центральные концы верхних и
нижних труб рамы (17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 28) и в центральные концы
секций кильсона (10, 11, 12) устанавливают неподвижные вставки (рис.
42,б), а в центральные концы труб рамы (21, 22, 29, 30) — подвижные
вставки (рис. 42,а). После окончательной доводки каркаса в центральных
концах верхних труб рамы (23, 24) заодно с подвижной вставкой сверлятся
отверстия под шпильки шпангоута (4).

Штевни выполняют из прочной
пластмассы, например поликарбоната. Концы штевней обтачивают так, чтобы
нижний конец входил в трубку кильсона, а верхний — и мидельвейс, после
чего их фиксируют винтами МЗ. Оконечность мидельвейса аналогично
кильсону профилируют в вертикальной плоскости (рис. 46). Штевневый
пиллерс предназначен для крепления рамы и соединяет в оконечностях
байдарки мидельвейс и кильсон. Пиллерс изготовляется из трубы диаметром
не менее 20 мм, например из обрезков профилированной трубы кильсона. Па
концах пиллерса выбираются пазы, так чтобы он плотно входил в
кильсон и мидельвейс. Рама крепится к штевневому пиллерсу верхней и
нижней трубами. Концы рамы немного сплющиваются в вертикальной
плоскости. Во внутренних стенках труб делаются отверстии диаметром 4
мм, во внешних стенках — отверстия диаметром примерно 9 мм, так чтобы в
них проходили гайки и головки винта М4, которыми и скрепляются обе
оконечности рамы (рис. 46). Все резьбовые соединения необходимо
тщательно раскернить.
Места стыковки рамы приходятся
на шпангоуты (2, 4, 6), причем в верхнюю трубу рамы при сборке входит
шпилька шпангоута. Для изготовления перемычек используются обрезки труб
диаметром 10—12 мм или трубы диаметром 16—20 мм с толщиной стенки 0,5
мм.
Концы перемычек сплющивают
так, чтобы стенки труб сомкнулись. Крепятся перемычки с внешней стороны
рамы винтами МЗ, причем гайки соединений должны смотреть внутрь
байдарки. Это предохранит баллоны от повреждения. Можно крепить
перемычки к трубам рамы с помощью шурупов по металлу (диаметр 3 мм), при
этом у рамы просверливается лишь одна стенка, что делает раму несколько
прочнее. Головки шурупов обматывают изолентой. Перемычки на раме
устанавливают в процессе доводки каркаса.

Центральный мидельвейс (16) в
верхней части имеет по всей длине паз, куда при сборке заводятся края
деки с буртиком. Паз в трубе шириной 3 мм делается на фрезерном станке.
После изготовления паза труба изгибается в соответствии с чертежом. На
концах мидельвейса устанавливаются крючки (рис. 41,в), для чего нижняя
стенка трубы мидельвейса выпрямляется. Крючки при сборке входят в скобки
шпангоутов (3, 4, 5).
Средняя часть мидельвейса
входит в кницу на бимсе шпангоута 4 (рис. 57). Выкройки оболочки
байдарки и надувных баллонов даны на
рис. 50,

Предыдущая страница
К оглавлению
Следующая страница
|
|