К передней
шкаторине грота приметывают рукав для лик-троса диаметром 10—12 мм, к
нижней — карман для гика.
К передней шкаторине стакселя также
пришивается карман для штага из троса диаметром 3,5 мм. Карманы кроятся
отдельно.
5. Для проверки качества
паруса в домашних условиях его укрепляют горизонтально на весу на
штатном рангоуте. При этом парус прогибается под собственным весом.
При замерах профиля паруса между передней и задней шкаторинами
горизонтально натягивают нить, от которой отсчитывают глубину пуза
паруса.
Наибольшая глубина пуза должна располагаться на расстоянии,
равном 35—50% ширины паруса, от передней шкаторины и составлять 9—12%
этой ширины.
Одновременно с замером глубины пуза необходимо проверить
плавность профиля паруса и отсутствие морщин на материале. Дефекты
устраняют переделкой швов и корректировкой шкаторин.
6. Выверенный парус
окончательно прошивают на машинке. Для усиления паруса по углам
прошивают боуты (дополнительные матерчатые накладки). К гроту пришивают
фаловую дощечку и люверсы по углам паруса.
Во время похода важно иметь
возможность быстро уменьшать парусность.
Для уменьшения площади грота к
нему на уровне нижней латы с двух сторон пришивается ряд риф-бантов
(коротких концов бечевки), которыми при необходимости нижняя часть грота
пришнуровывается к гику.
Очень удобна в походных условиях закрутка
стакселя, позволяющая быстро убирать стаксель путем намотки его вокруг
штага.
Закрутка состоит из двух опорных подшипников, укрепленных в
специальных обоймах.
Одна обойма (рис. 82) крепится между верхним углом
стакселя и коротким стальным тросом, другой конец которого зацепляется
за оковку на мачте.

Вторая обойма соединяет катушку, закрепленную на
переднем углу стакселя, и винтовую стяжку, обеспечивающую натяжение
передней шкаторины стакселя.
При вращении катушки о помощью непрерывной
петли крутится штаг, на который наматывается стаксель. При натяжении
шкотов стаксель раскрывается.
Блоки кип стаксель-шкотов
крепятся около швертовой балки. Гика-шкоты проводятся в два лопаря через
блоки на гике и каретке.
При смене галса каретка перемещается по
стальному тросу, натянутому вдоль шкотовой балки (рис. 84).

При центровке катамарана
подбирают такое положение парусов и шверта, чтобы, с одной стороны, при
свободном руле на курсе «круто к ветру» судно само становилось носом
против ветра, с другой стороны, усилие на румпеле руля было бы
небольшим.
Центровка осуществляется путем изменения наклона мачты и шверта относительно вертикали, а также выбором места положения стакселя
на штаге.
При настройке паруса
добиваются его оптимального профиля. Парус не должен иметь морщин и
неровностей по всей поверхности.
Особо следует обратить внимание на то,
чтобы задняя шкаторина паруса не загибалась и не отваливала на ветру.
|