г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 
Главная  /  Книги  /  Снаряжение туриста  /  Разборные парусные суда
 

Разборные парусные суда.

Для катамарана «Кентавр-II» подходит парусное вооружение от спортивного швертбота 470.

На рис. 90 дан раскрой парусов для самостоятельного изготовления.

Грот ставится на мачте с помощью лик-троса, пришитого по передней шкаторине. По нижней шкаторине пришит карман, в который пропускается гик.

Качество парусов во многом зависит от свойств ткани. Материал, кроме прочности и непродуваемости, должен иметь минимальную шероховатость и не вытягиваться под действием длительных ветровых нагрузок, а также от намокания.

 Хорошие лавировочные паруса шьются из хлопчатобумажной ткани «проба», каландрированного лавсана, дакрона.

Удовлетворительное качество дают ткани «палатка», «плащ-палатка», плотный плащевой материал. Интересные результаты получены при испытании парусов из лавсановой пленки.

Основные этапы изготовления парусов.

1.  Разрабатывается рабочий чертеж парусов, учитывающий особенности их раскроя и ширину материала.

2.   По рабочему чертежу из материала   выкраивают полотнища паруса. Полотнища при раскрое располагают перпендикулярно наибольшим усилиям, действующим на парус, т. е. перпендикулярно линии, соединяющей верхний (фаловый)  и задний (шкотовый)  углы.

3.   Скроенные    полотнища сметывают,    закалывая в швах материю булавками   через   15—20 см или с помощью резинового клея. При сметывании в местах закладок, предусмотренных раскроем паруса, делают линейно расширяющиеся к шкаторинам швы.

Каждый шов прошивают на машинке 2 раза по краям   полотнищ швом «зигзаг». При необходимости усилить парусный материал на полотнищах параллельно основным швам делают дополнительные фальшшвы.

4.   Сшитое полотно паруса расстилают полностью на полу и размечают переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины. Задняя шкаторина грота, образованная отрезками прямых линий между латами, сметывается одновременно с лат-карманами.

 
 
 
 
  Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

К передней шкаторине грота приметывают рукав для лик-троса диаметром 10—12 мм, к нижней — карман для гика.

К передней шкаторине стакселя также пришивается карман для штага из троса диаметром 3,5 мм. Карманы кроятся отдельно.

5.    Для проверки качества паруса в домашних условиях его укрепляют горизонтально на весу на штатном рангоуте. При этом парус прогибается под   собственным весом.

При замерах профиля паруса между передней и задней шкаторинами горизонтально натягивают нить, от которой отсчитывают глубину пуза паруса.

Наибольшая глубина пуза должна располагаться на расстоянии, равном 35—50% ширины паруса, от передней шкаторины и составлять 9—12% этой ширины.

Одновременно с замером глубины пуза    необходимо проверить плавность профиля паруса и отсутствие морщин на материале. Дефекты устраняют переделкой швов   и   корректировкой шкаторин.

6.  Выверенный парус окончательно прошивают на машинке. Для усиления паруса по углам прошивают боуты (дополнительные матерчатые накладки). К гроту пришивают фаловую дощечку и люверсы по углам паруса.

Во время похода важно иметь возможность быстро уменьшать парусность.

Для уменьшения площади грота к нему на уровне нижней латы с двух сторон пришивается ряд риф-бантов (коротких концов бечевки), которыми при необходимости нижняя часть грота пришнуровывается к гику.

Очень удобна в походных условиях закрутка стакселя, позволяющая быстро убирать стаксель путем намотки его вокруг штага.

Закрутка состоит из двух опорных подшипников, укрепленных в специальных обоймах.

Одна обойма (рис. 82) крепится между верхним углом стакселя и коротким стальным тросом, другой конец которого зацепляется за оковку на мачте.

Вторая обойма соединяет катушку, закрепленную на переднем углу стакселя, и винтовую стяжку, обеспечивающую натяжение передней шкаторины стакселя.

При вращении катушки о помощью непрерывной петли крутится штаг, на который наматывается стаксель. При натяжении шкотов стаксель раскрывается.

Блоки кип стаксель-шкотов крепятся около швертовой балки. Гика-шкоты проводятся в два лопаря через блоки на гике и каретке.

При смене галса каретка перемещается по стальному тросу, натянутому вдоль шкотовой балки (рис. 84).

При центровке катамарана подбирают такое положение парусов и шверта, чтобы, с одной стороны, при свободном руле на курсе «круто к ветру» судно само становилось носом против ветра, с другой стороны, усилие на румпеле руля было бы небольшим.

Центровка осуществляется путем изменения наклона мачты и шверта относительно вертикали, а также выбором места положения стакселя на штаге.

При настройке паруса добиваются его оптимального профиля. Парус не должен иметь морщин и неровностей по всей поверхности.

Особо следует обратить внимание на то, чтобы задняя шкаторина паруса не загибалась и не отваливала на ветру.

 
 
 
 

В верхней части грот должен быть более плоским, чем в нижней. В зависимости от силы ветра полнота грота меняется. С ослаблением ветра форму паруса меняют от плоского к более полному.

Для этого уменьшают длину булиня, протянутого в задней шкаторине грота, место крепления шкотового (заднего) угла грота на гике перемещают к мачте, увеличивают натяг лат в лат-карманах.

Изменением набивки лат и их толщины можно исправить некоторые недостатки в пошиве грота. Регулировка профиля грота также осуществляется путем подбора прогиба мачты.

Для получения хорошей тяги стакселя очень важно, чтобы штаг был натянут и не провисал на ветру.

Настройка стакселя в основном заключается в выборе положения кип стаксель-шкотов. Правильное положение кип вдоль судна обеспечивает одинаковое натяжение задней и нижней шкаторин стакселя.

При поиске места положения кип в поперечном направлении их перемещают от борта н середине до тех пор, пока воздушный поток от стакселя станет слегка задувать в грот на курсе «круто к ветру».

При настройке нередко бывает, что эти меры оказываются недостаточными. Тогда паруса приходится перешивать.

На скорость судна существенное влияние оказывают положение экипажа и груза на палубе катамарана. В зависимости от ветровой и волновой обстановки экипаж должен выбирать оптимальное место расположения.

При слабом ветре необходимо следить за тем, чтобы поплавки катамарана были погружены в воду по расчетной ватерлинии.

На сильном ветре весь экипаж располагается на наветренном борту. При большом волнении и встречном ветре экипаж и груз концентрируются около мачты.

При попутном ветре экипаж в обязательном порядке пересаживается к корме.

Предыдущая    К оглавлению      Следующая страница 

 

 
 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Неисправности мотора Вихрь

Более 100 узлов и петель

   
   
   
300 советов по лодкам, катерам, моторам Альбом блесен
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
   
   
Статьи о ловле щуки Карта реки Ока 1см : 1км
Все о ловле щуки Карта Оки
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2020