г. Выкса Нижегородская область

 

Разборные парусные суда.

Для катамарана «Кентавр-II» подходит парусное вооружение от спортивного швертбота 470. На рис. 90 дан раскрой парусов для самостоятельного изготовления.

Грот ставится на мачте с помощью лик-троса, пришитого по передней шкаторине. По нижней шкаторине пришит карман, в который пропускается гик.

 

Качество парусов во многом зависит от свойств ткани. Материал, кроме прочности и непродуваемости, должен иметь минимальную шероховатость и не вытягиваться под действием длительных ветровых нагрузок, а также от намокания. Хорошие лавировочные паруса шьются из хлопчатобумажной ткани «проба», каландрированного лавсана, дакрона. Удовлетворительное качество дают ткани «палатка», «плащ-палатка», плотный плащевой материал. Интересные результаты получены при испытании парусов из лавсановой пленки.

Основные этапы изготовления парусов.

1.  Разрабатывается рабочий чертеж парусов, учитывающий особенности их раскроя и ширину материала.

2.   По рабочему чертежу из материала   выкраивают полотнища паруса. Полотнища при раскрое располагают перпендикулярно наибольшим усилиям, действующим на парус, т. е. перпендикулярно линии, соединяющей верхний (фаловый)  и задний (шкотовый)  углы.

3.   Скроенные    полотнища сметывают,    закалывая в швах материю булавками   через   15—20 см или с помощью резинового клея. При сметывании в местах закладок, предусмотренных раскроем паруса, делают линейно расширяющиеся к шкаторинам швы. Каждый шов прошивают на машинке 2 раза по краям   полотнищ швом «зигзаг». При необходимости усилить парусный материал на полотнищах параллельно основным швам делают дополнительные фальшшвы.

4.   Сшитое полотно паруса расстилают полностью на полу и размечают переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины. Задняя шкаторина грота, образованная отрезками прямых линий между латами, сметывается одновременно с лат-карманами. К передней шкаторине грота приметывают рукав для лик-троса диаметром 10—12 мм, к нижней — карман для гика. К передней шкаторине стакселя также пришивается карман для штага из троса диаметром 3,5 мм. Карманы кроятся отдельно.

5.    Для проверки качества паруса в домашних условиях его укрепляют горизонтально на весу на штатном рангоуте. При этом парус прогибается под   собственным весом. При замерах профиля паруса между передней и задней шкаторинами горизонтально натягивают нить, от которой отсчитывают глубину пуза паруса. Наибольшая глубина пуза должна располагаться на расстоянии, равном 35—50% ширины паруса, от передней шкаторины и составлять 9—12% этой ширины. Одновременно с замером глубины пуза    необходимо проверить плавность профиля паруса и отсутствие морщин на материале. Дефекты устраняют переделкой швов   и   корректировкой шкаторин.

6.  Выверенный парус окончательно прошивают на машинке. Для усиления паруса по углам прошивают боуты (дополнительные матерчатые накладки). К гроту пришивают фаловую дощечку и люверсы по углам паруса.

Во время похода важно иметь возможность быстро уменьшать парусность. Для уменьшения площади грота к нему на уровне нижней латы с двух сторон пришивается ряд риф-бантов (коротких концов бечевки), которыми при необходимости нижняя часть грота пришнуровывается к гику. Очень удобна в походных условиях закрутка стакселя, позволяющая быстро убирать стаксель путем намотки его вокруг штага. Закрутка состоит из двух опорных подшипников, укрепленных в специальных обоймах. Одна обойма (рис. 82) крепится между верхним углом стакселя и коротким стальным тросом, другой конец которого зацепляется за оковку на мачте.

Вторая обойма соединяет катушку, закрепленную на переднем углу стакселя, и винтовую стяжку, обеспечивающую натяжение передней шкаторины стакселя. При вращении катушки о помощью непрерывной петли крутится штаг, на который наматывается стаксель. При натяжении шкотов стаксель раскрывается.

Блоки кип стаксель-шкотов крепятся около швертовой балки. Гика-шкоты проводятся в два лопаря через блоки на гике и каретке. При смене галса каретка перемещается по стальному тросу, натянутому вдоль шкотовой балки (рис. 84).

При центровке катамарана подбирают такое положение парусов и шверта, чтобы, с одной стороны, при свободном руле на курсе «круто к ветру» судно само становилось носом против ветра, с другой стороны, усилие на румпеле руля было бы небольшим. Центровка осуществляется путем изменения наклона мачты и шверта относительно вертикали, а также выбором места положения стакселя на штаге.

При настройке паруса добиваются его оптимального профиля. Парус не должен иметь морщин и неровностей по всей поверхности. Особо следует обратить внимание на то, чтобы задняя шкаторина паруса не загибалась и не отваливала на ветру.

В верхней части грот должен быть более плоским, чем в нижней. В зависимости от силы ветра полнота грота меняется. С ослаблением ветра форму паруса меняют от плоского к более полному. Для этого уменьшают длину булиня, протянутого в задней шкаторине грота, место крепления шкотового (заднего) угла грота на гике перемещают к мачте, увеличивают натяг лат в лат-карманах. Изменением набивки лат и их толщины можно исправить некоторые недостатки в пошиве грота. Регулировка профиля грота также осуществляется путем подбора прогиба мачты.

Для получения хорошей тяги стакселя очень важно, чтобы штаг был натянут и не провисал на ветру. Настройка стакселя в основном заключается в выборе положения кип стаксель-шкотов. Правильное положение кип вдоль судна обеспечивает одинаковое натяжение задней и нижней шкаторин стакселя. При поиске места положения кип в поперечном направлении их перемещают от борта н середине до тех пор, пока воздушный поток от стакселя станет слегка задувать в грот на курсе «круто к ветру».

При настройке нередко бывает, что эти меры оказываются недостаточными. Тогда паруса приходится перешивать.

На скорость судна существенное влияние оказывают положение экипажа и груза на палубе катамарана. В зависимости от ветровой и волновой обстановки экипаж должен выбирать оптимальное место расположения.

При слабом ветре необходимо следить за тем, чтобы поплавки катамарана были погружены в воду по расчетной ватерлинии. На сильном ветре весь экипаж располагается на наветренном борту. При большом волнении и встречном ветре экипаж и груз концентрируются около мачты. При попутном ветре экипаж в обязательном порядке пересаживается к корме.

 

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница 

 

 
 
 

 

 

 

Смотрите на сайте:

Видео ловли плотвы

Как ловить плотву, видео

Ловля на балансир

Ловля балансиром.

О жерлицах и кружках

Статьи о жерлицах и кружках.

Пайка металлов

Бензиновая и газовая горелки для пайки металлов.

       

Мормышки для плотвы

Плотвиные мормышки.

Фотоотчеты о рыбалках

Отчеты о рыбалках.

Техника ловли жерлицей

Ловля жерлицами.

Техника ловли окуня

Как ловить окуня.

 
       

Жерлицы. Практика

Видео ловли жерлицей.

Видео изготовления мормышки

Изготовление мормышки, видео.

Как насадить мотыля

Насадка мотыля на крючок.

Ночник-щучья голова

Чучело щуки.

Видео хранения мотыля

Видео хранения мотыля

Окунь на мормышку

Блесны для окуня.

Загадочный ротан

Как ловить ротана зимой и летом.

Как привязать мормышку. Видео

Привязываем мормышку паровозом.

Календарь рыболова

Где, когда и на что ловить рыбу. Календарь.

Пайка мормышек

Мормышки своими руками.

Щука на жерлицы

Щука на жерлицы.

О жерлицах и кружках

Статьи о жерлицах и кружках.

Необычные приманки
Необычные воблеры.
  Рыболовный сайт Фарватер

 

 

 

 

Copyright © 2004-2016